Советы для начинающих заниматься ушу

Одиннадцать самых простых рекомендаций, как подобрать себе школу ушу.

1. Узнать, состоит ли клуб членом какой-нибудь международной федерации. Как эта Федерация может влиять на преподавание в клубе, например, проверять, контролировать качество и т.д. Дело в том, что многие российские Федерации ушу не состоят в Международных структурах или состоят там формально. Это значит, что у них нет общих программ, они не отвечают за контроль качества преподавания у своих клубов, не проводят семинары и т.д.

2. Из первого пункта вытекает второй. Если Вы по каким-то причинам уедете из города, где начали заниматься, в другой город ил страну, сможете ли Вы продолжать обучение по той же программе? Например, в рамках Международной Федерации традиционного ушу Цзинъу или Международной Федерации Шаолиньского кунфу в любом городе России или любой стране мира преподается приблизительно одна и та же программа. То есть Вы всегда сможете продолжить обучение.
К сожалению, у нас в стране нередки клубы, где преподается какое-то "собственное" ушу, не связанное с традиционными стилями. А поэтому Вы не сможете продолжить обучение по той же программе.

3. Где обучался сам наставник? Обычно не принято скрывать имя своего учителя, если же наставник говорит, что это "секрет" — скорее всего, в реальности он не обучался полноценно ни у кого. Учился ли наставник в Китае? Как долго? Дело в том, что пребывание в Китае 10-15 дней не может принести больших знаний, а, как мы знаем, все ушу/кунфу пока что живет лишь в Китае. Так что без регулярного посещения Китая и хотя бы поверхностного знания китайского языка сложно понять настоящее ушу.
Следует остерегаться людей, которые показывают много дипломов, говорят о разных "подвигах", многочисленных победах на соревнованиях и т.д. В принципе, в хорошем клубе должен быть диплом или сертификат от Федерации и подтверждение квалификации самого наставника . Может быть также лицензия от Спорткомитета, но она представляет собой чисто формальную бумагу, не свидетельствующую об уровне мастерства.

4. Должна существовать также программа по месяцам или годам обучения. Конечно, ушу следует обучаться всю жизнь. Однако не будет зазорным спросить, чему можно научиться в первый год или за ближайшие три года.

5. О чем рассказывает наставник на тренировках? Если говорит о том, что "мы самые лучшие", "единственные" и "самые правильные" — это очень опасный показатель, нередко свидетельствующий даже о психических отклонениях. В принципе, все занимающиеся ушу - члены одного "организма", одного "тела ушу", которые стремятся вместе к одной цели. Это не зависит от стиля или школы. Вражда с другими школами ушу или заносчивость — плохой показатель.
Обычно настоящие мастера не обсуждают другие школы по принципу "плохая" или "хорошая". Ведь для последователей ушу самое важное - не кто "плохой", а кто "хороший", а прежде всего собственное развитие, очищение собственного сознания от злобы, агрессивности.
Рассказывает ли наставник о философии ушу? Правильном питании, правильном образе жизни? О жизни других великих мастеров школы?

6. Можно ли поехать в Китай на стажировку? Проводятся ли совместные семинары с другими школами, где можно пообщаться и обменяться информацией? Закрытость школы, ее "секретность" — плохой показатель. Безусловно, в ушу есть много секретов, но сама школа "секретной" быть не может.

7. Спросите, какие книги стоит почитать. Правильная рекомендация: труды известных китайских философов, книги об истории Китая, истории ушу, об истории вообще мировой культуры. Плохо, когда не рекомендуется читать ничего, кроме "слов" самого мастера.

8. Цена за занятия не может считаться показателем. Известны блестящие школы, где преподавание вообще бесплатно (Федерация берет на себя расходы), и есть супер-дорогие, которые занимаются откровенной чепухой.
Узнайте, надо ли кроме оплаты за занятия вносить еще какие-нибудь деньги. Например, в обязательном порядке покупать форму, экипировку?

9. Обязательно надо поговорить с учениками, посмотреть на их психологический настрой. Они и есть отражение внутреннего климата школы. Агрессивны ли они? Что в основном обсуждают? Если разговоры ведутся вокруг того, кто лучше или кто хуже, кто из мастеров "настоящий", а кто нет, то скорее всего люди склонны думать лишь о внешних факторах, не уделяют внимания своему внутреннему развитию, интересуются лишь слухами.

10. Для родителей, отдающих своих детей в группы ушу. Поговорите с другими родителями, расспросите, участвуют ли дети в каких-нибудь общих мероприятиях, соревнованиях, открытых коврах. Есть ли медицинский контроль? Умеет ли наставник работать именно с детьми, учитывая их возраст, особенности психики. Чему вообще учит? Как объясняет цели ушу?

11. Известно, что существует ушу современное (иногда его называют спортивным, хотя оно не всегда нацелено только на спорт) и традиционное. В последнем случае больше внимание уделяется комплексному воспитанию, изучается не только техника ушу, но его философия, медицина, нравственные и моральные факторы. Современное ушу в основном несет гимнастические элементы и нередко действительно нацелено на соревнования. Надо заранее узнать, какое направление ушу преподается. Нередко сегодня под видом традиционного ушу (например, шаолиньского) преподается современное. Важно понять, что они различаются не комплексами, а самой методикой воспитания и преподавания.


Возврат к списку

Полезные ссылки
Духовные традиции
Буддийская традиция
Мацзу
Шаолиньское искусство и этика буддизма. Вступление
Конфуцианская традиция
Конфуций
Мэн-цзы
Самовоспитание
Сиванму ню сю чжэньту шицзе
Сунь Сымяо
Сообщение для ФШБИ

Авторизация