Хунжэнь

Хунжэнь 弘忍 (600/601-674 гг.)

Патриарх Чань-буддизма ХунженьУченик Даосиня, Пятый патриарх Хунжэнь, открывает свою школу недалеко от места проповеди своего учителя, в горах Пинмаошань (Буйного цветения) и целиком продол­жает традицию Даосиня. Горы Пинмаошань располагаются к востоку от Потоушань, и благодаря этому школа Хунжэня приобретает название Дуншань фамэнъ — «Школа Дхармы восточных гор». Обретение самостоятельного названия школой Хунжэня свидетельствует о том, что современни­ками она воспринималась как самостоятельное течение, хотя генетически и связанное с традицией Даосиня, одна­ко приобретшее определенные характерные черты. Сам Хун­жэнь почти тридцать лет следовал за Даосинем, и неуди­вительно, что реальные различия в теории двух школ были невелики. Разница скорее заключалась в личностях Чет­вертого и Пятого патриархов. Если Даосинь довольство­вался небольшой группой учеников (хотя к нему приходи­ло много людей за наставлениями), а о его проповедях в силу узкого числа посвященных практически ничего неиз­вестно, то Хунжэнь собрал вокруг себя несколько сот по­ следователей, приходивших к нему в разные периоды. Его воспитание отличалось жесткостью, что наряду с обаяни­ем его личности привлекало в школу Дуншань большое ко­личество учеников — не только монахов, но и мирян, и это заметным образом отличало ее от буддийских сообществ того времени, замыкавшихся лишь на монахах. 

О биографии Хунжэня известно не очень много, хотя его имя часто фигурирует во многих хрониках того време­ни. Известно, что он покинул свой дом в семь лет, став по­слушником, а в тринадцать лет в школе Даосиня офици­ально принял монашество. Обучаясь у Четвертого патри­арха, Хунжэнь проводил ночи напролет в медитации, при этом не читая никаких сутр. В 651 году Даосинь передает патру и рясу Хунжэню и в сентябре того же года умирает. На восточный склон горы Шуанфэншань, где поселился Хунжэнь, стекалась масса народа, и там постепенно созда­вались монашеские постройки. Вскоре Хунжэнь построил здесь монастырь Дуншаньсы (Восточных гор). 

Слава о школе Хунжэня быстро разнеслась по провин­ции Хэнань, а затем достигла и императорского двора. В 660 году император Гао-цзун приглашает Хунжэня при­ быть ко двору, но тот отвечает отказом. Сам Хунжэнь, вероятно, понимал свою миссию патриарха нового направ­ления и высоко ценил ее (в частности, он сам начал стро­ительство ступы, которая должна была послужить ему в качестве могилы). Хунжэнь уходит из жизни в возрасте се­мидесяти четырех лет в 675 году (по другим сведениям — в декабре 674 года) и передает свою школу (но не титул чань­ского патриарха!) одному из старших учеников — Фацзюю. Останки Хунжэня или, как гласят хроники, «его тело це­ликом», были помещены после смерти в эту ступу. Позже возникло предание о нетленных останках Хунжэня, что сближало его с учителем Даосинем. В годы Кайюань один из императорских чиновников, Люй Цюъюэ, сооружает стелу в честь Пятого патриарха, а в период прав­ления императора Дай-цзуна Хунжэню присваивается по­ смертный титул «Чаньский наставник Великой полноты» (Дамань чаньши).

Полезные ссылки
Духовные традиции
Буддийская традиция
Мацзу
Шаолиньское искусство и этика буддизма. Вступление
Конфуцианская традиция
Конфуций
Мэн-цзы
Самовоспитание
Сиванму ню сю чжэньту шицзе
Сунь Сымяо
Сообщение для ФШБИ

Авторизация