Сэнцань

Сэнцань (?-606 гг) 僧璨

Третий патриарх Чань-буддизма СэнцаньВ этой цепочке есть еще одна неразгаданная фигура истории Чань-буддизма. 

Речь идет о Сэнцане — человеке, которого китайская традиция именует Третьим чаньским патриархом. Порой приходится лишь удивляться, почему этому малоизвестному и ничем не примечательному мо­наху приписывается чаньское патриаршество. 

Биографии Сэнцаня описываются обычно крайне бегло, а весьма подробное «Продолжение жизнеописаний достойных мо­нахов» вообще не содержит его отдельной биографии. Тем не менее, Сэнцань, действительно называется одним из учеников Хуэйкэ. Из трактата «Чуань фабао цзи» («Записи о передаче дра­гоценности Дхармы») известно, что уже в молодости он отличался большими талантами и в поисках достойного учителя в 551 году пришел к Хуэйкэ, обучаясь, как гово­рят хроники, «Чань школы Большой колесницы». Как и большинство чаньских патриархов, Сэнцань подвергался преследованиям, в частности, во время грандиозных гоне­ний на буддизм, устроенных императором У-ди из царства Чжоу в 574 году. Затем он был вынужден почти десять лет скрываться в горах Хуаньгун, что в провинции Аньхуэй, но именно в этот период проявились чудесные способности Сэнцаня. 

Рассказывают, что горы Хуаньгун кишели дикими зверями и ни один человек не мог считать себя в безопас­ности, проходя по этим местам. Но стоило Сэнцаню по­явиться в этих местах, как звери тотчас же исчезли. Это предание демонстрирует особую мирорегулирующую роль чаньского проповедника, который одним лишь своим присутствием (точнее, во­площенным в нем учением) побеждает диких зверей. Также рассказывается, что  Сэнцань «передвигался лег­ко, словно ветер, за одно мгновение мог преодолеть 25-30 метров». И это — все, что нам из­вестно о Сэнцане. 

Предание о нем как о Третьем патри­архе относится лишь к VIII веку. Тем не менее, трактат «Записи о передаче драго­ценности Дхармы» называет трех учеников Сэнцаня и среди них Четвертого патри­арха Чань Даосиня. Соглас­но преданию, однажды Сэн­цань объявил Даосиню, что желает вернуться на юг в не­кое место Лофу (возможно, в Гуанчжоу), где продолжит преподавать учение Бодхидхармы. Даосинь просил его взять с собой, но Сэнцань отказал, отправившись в путь в одиночестве, и следы его затерялись. Любопытно, что более о Южной школе Сэнцаня нигде не упоминается, хотя этот эпизод указывает, что Чань пришел на юг не с Шестым патриархом Хуэйнэном, южанином по проис­хождению, но уже в середине VII века с Сэнцанем. Такое молчание хроник по этому поводу можно объяснить тем, что они в основном описывали события, происходившие на севере Китая, но мало затрагивали факты духовной жизни такой южной провинции, как Гуандун.

Полезные ссылки
Духовные традиции
Буддийская традиция
Мацзу
Шаолиньское искусство и этика буддизма. Вступление
Конфуцианская традиция
Конфуций
Мэн-цзы
Самовоспитание
Сиванму ню сю чжэньту шицзе
Сунь Сымяо
Сообщение для ФШБИ

Авторизация