Православие и Боевые искусства

Андрей Парцевский

Православие и боевые искусства


Несколько слов о книге

Фото0255.jpgМногогранность такого явления, как боевые искусства, обязательно подводит к  необходимости изучения духовной сущности этого явления. А поскольку в России господствующей религией всегда являлось православие, хотелось бы выяснить, как же следует православным христианам относиться к занятиям боевыми искусствами. В данном случае речь пойдет об ушу – китайских боевых искусствах, так как именно в них отражается,  как в зеркале,  вся сложность и многогранность духовно–религиозных практик восточных искусств боя, будь то каратэ, айкидо, тхеквондо, тайский бокс, и т.д.
Этой  книгой автор отвечает  на очень важные вопросы духовного и нравственного совершенствования человека, желающего получить «тайные знания» или «тайные коды» боевых искусств.  Человеку, вступающему на Путь изучения боевых искусств или уже идущему по этому Пути. На самом же деле, как мы все понимаем, это Путь - не только изучения боевых искусств, но и Путь самопознания и самореализации себя, как человека, осознания того, что ты значишь в этом мире, к чему стремишься. Эта глубочайшая тайна природы – Путь, которому следует, без исключений, все сущее, он открывается только людям, свободным как от корыстного желания воспользоваться им в своих интересах, так и от суеверий и предрассудков по поводу того, что он из себя представляет. Вплотную столкнуться с ним, затаившимся за видимой внешней формой, возможно, только отказавшись от любых мыслей и идей о нем. photo22.jpgОднако,  на самом деле, лишь наше воображение и абстрактное мышление разделяют оболочку явлений и их потаенную сущность. В основе  понимания -Путь к Господу, духовное развитие личности. 
Книга будет полезна и тем, у кого еще не сложилось понимание того,  как относиться к боевым искусствам: как к различным видам спортивных единоборств, как к самозащите, как к набору гимнастических упражнений, или как к оздоровительным дыхательным системам, чтобы  быть здоровым и обрести долголетие. Приоткроем завесу таинственности: это и то, и другое, и третье.
Книга построена по довольно удобному принципу: вопрос – ответ! Ведь в процессе изучения любого предмета, всегда сталкиваешься с тем, что наряду с практическими занятиями необходимы базовые теоретические знания,  которые можно получить либо от преподавателей, либо изучая интересующий вас вопрос самостоятельно. Можно считать эту книгу неким пособием по овладению боевыми искусствами. Ведь, на самом деле, адепт, практикующий боевые искусства, после нескольких лет занятий сталкивается с проблемой, которая является стеной для дальнейшего самосовершенствования. Некоторые пытаются проломить эту стену. Другие – перелезть  через нее или сделать подкоп. Иные пытаются  найти ворота, через которые могут войти. Ключом к этим воротам может стать эта книга.

«Господи, покажи мне свет Твой в сердце моем

Спрашиваете меня о пути, бегуны обессилевшие? Куда спешите сыны 
человеческие? Если бы знали, куда торопитесь, знали бы и путь. 
Многочисленны цели ваши, потому и пути ваши многочисленны. Вот и 
сталкиваетесь вы и проклинаете друг друга, оттого что перекрещиваются пути ваши. 
Будь вас словно травы на Земле. не столкнетесь, если будете иметь цель единую и единый 
путь. И иссякнут проклятия на устах ваших. Взыскующие истины и жизни имеют оду цель 
и один путь. Сама цель указывает им путь, как солнце указывает на себя светом своим.
Воистину, бегущий от света солнечного и цель и путь потеряет и в бесплодном их поиске 
будет скитаться во тьме. 
Уклоняйтесь с путей мыслей ваших, ибо, кроме себя, не знают они
ни иного пути, ни иной цели, и будут уводить вас одна от другой. Уклоняйтесь с путей 
мечтаний ваших, ибо манят они вас тропами проторенными, которые ведут в бездны .
подземные. Не верьте душе своей, когда она; во плоть облекшись, указует вам на нее как 
на путь и цель. Разве кого-либо доныне вела к цели одежда?
Путь к Царству блаженства не изыскивается, не указывается и не прорубается. Он 
рождается в душе тогда, когда родятся в ней истина и жизнь. Если же родятся в душе 
вашей истина и жизнь радуйтесь и веселитесь, ибо и путь родился. Как жизнь невозможно 
отделить от истины, так и путь неотделим от жизни и истины. Пока не явятся все три, не 
явлено ни одно.
Не полагайте надежд своих на день грядущий, не ждите, что ярче осветит он пути 
ваши искривленные. Ибо день грядущий лишь новый поворот пути вашего и новая тайна.
Не полагайте надежд своих на дни многие, ибо дни ваши - плоды воображения 
вашего. Не уповайте на День без заката.
Господи, Господи мой, Божество мое Трисолнечное, кто достигнет тебя? Пути 
человеческие словно сеть, в которой день напролет бьется человек, чтобь: вечером 
оказаться на том же месте. Смущают меня сетчатые пути человеческие, и оттого 
спрашиваю себя: достигнет ли кто места покоя в Господе моем? Тому, кто познает  Меня 
как цель похода своего, стану Я путем к палатам моим.
Господи, Господи мой, Божество мое Трисолнечное, кто посмеет внити в свет 
Твой? – Кто привык созерцать свет Мой в себе, тот и войти посмеет в свет Мой. И не 
опалится. Душа моя, ты темнее трех ночей темных, когда сбросишь личину
свою, и облечешься в свет трисолнечный? Спасайся, пока луч Божественный горит над 
тобой. Ибо, когда отойдет от тебя, исчезнешь, как, посмотри, исчез месяц, на глади 
озерной пляшущий».

       ( свт. Николай Сербский. Молитвы на озере. М., 2002г)
 

Нужен ли православному христианину спорт?

photo32.jpgВ современном мире иногда пытаются разделить  спорт на разные составляющие: профессиональный спорт (спорт высоких достижений) и  массовый  (физическая культура). Большой спорт -  образ и уклад жизни, где человек, как на военной службе, живет, выполняя задания и волю своих наставников.  Большой спорт – это культ тела, когда физические навыки  и возможности спортсмена, возводятся  в ранг высших достоинств человека. Большой спорт - это  мощная индустрия зрелищ; бизнес, который создает и формирует свою систему ценностей.
 Физическая культура и массовый спорт, в отличие от большого спорта, свою главную задачу видят в укреплении здоровья людей. Но, такое уж человека свойство, часто он не довольствуется малым, ему необходимо видеть, каких результатов он может достичь, тренируясь регулярно. Поэтому и соревнования, и спорт высших достижений!  И искушения! Очень легко впасть в гордыню, становясь чемпионом!
В то же время, согласно христианской антропологии, человек – существо духовно –телесное.  Высшим запросом человеческого духа, то, к чему призывал Господь: 

« Ищите же прежде царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6,33). 

 Но и тело не должно быть оставлено в небрежении. По словам апостола Павла: 

« Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете вы суть от Бога…». (1Кор. 6,19). 

Посему, здоровье – дар Божий, и его надо хранить и укреплять. Вот тут -то современный человек и  поставлен перед выбором. 
Само возникновение спорта – продукт падшего человеческого разума. После грехопадения  Господь дал человеку заповедь -  трудиться на земле в поте лица, добывая себе хлеб. «..проклята земля за тебя, со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах превратишься». ( Быт.3,17).  Именно физический труд должен был стать лекарством, которое лечит душу, пораженную первородным грехом. Но,  в современном мире, где уже давно физический труд не является доминирующим, человеку, для поддержания работоспособности, необходимы физические нагрузки. На спортивных тренировках человек работает физически, учится послушанию, слушая советы и наставления тренера, отсекая  свою волю, забывая об усталости, приходит к пониманию  того, что плоть может быть послушной.   Поэтому спорт  - может быть частичной заменой физическому труду. Правда с одним существенным отличием: в отличие от труда, спорт, сам по себе, не преобразует человека духовно. Более того, дух соперничества пагубен для спасения души. 
Особенно для детской!

Являются ли боевые искусства спортом?

photo37.jpgМы уже пытались отделить массовый спорт от профессионального. В боевых искусствах и различных системах единоборств это сделать, по-видимому, еще сложнее. Ведь в армейских системах рукопашного боя главная цель – уничтожить противника любым способом.  Сразу вспоминаются наставления  Генерального штаба перед войной с японскими милитаристами в 1945 году: «… в рукопашный бой с противником не вступать:  подавлять огнем.».  Для полицейского боя,  главное – обезоружить, остановить и задержать преступника, даже  нанеся ему серьезные травмы.   Для спортивных единоборств нанесение тяжелых травм вообще недопустимо (бокс, дзюдо, самбо, каратэ, ушу и т.д.). Именно поэтому ряд боевых искусств Востока начали приспосабливаться к возросшему спросу на свои профессиональные навыки,  и  в 19-20 веках для зрелищности и массовости уклонились в спортивную сторону, организуя соревнования и турниры. Вопрос же, какие направления в единоборствах выбирать, для того, чтобы ими заниматься, является для человека некоторой свободой воли. Только в этом случае стоит прислушаться к словам апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6:12). И, безусловно, смотреть на личность инструктора, который будет вас тренировать. Ибо в наше время, бизнеса и денег, очень многие секции, желая привлечь к себе внимание и сделать свои занятия массовыми (больше  учеников, более высокие доходы),  называют себя  «православными» и «русскими», могут за этими  словами скрывать  язычество, оккультизм или экстремизм. 
И еще, очень важно помнить:  нет плохих единоборств или боевых искусств, есть плохие или хорошие учителя, есть плохие или хорошие ученики. Во всех единоборствах и боевых искусствах есть философское начало, которое учит избегать тех ситуаций, в которых приходится применять силу, чему научился и чем овладел. А вот некоторые новосозданные стили, которые пытаются привязать себя к православию, очень агрессивны по своей сути, в них нет  ни капли пацифизма. Да и в очень популярных «боях без правил» присутствует смешение стилей и крайняя жестокость. 
Одна из наиболее серьезных проблем, связанных с изучением боевых искусств, заключается для христианина в том, что подавляющее большинство их, возникло в азиатских культурах, замешанных на разного рода  восточных религиях. Даосизм, буддизм, конфуцианство, синтоизм, различные народные мифы и традиции внесли свой  в вклад в развитие  в различные системы единоборств.
Но,  начиная говорить о духовных корнях боевых искусств Востока, хочется процитировать высказывание одного из всемирно  известных каратистов современности, создатель стиля кекусинкай, Масутацу Оямы: "Путь боевых искусств сводится к обретению истинного смысла жизни через воинскую практику". Сказано красиво, но нужно помнить: Ояма не был христианином. Самый физически немощный христианин имеет то, что пытался познать могучий боец Ояма - истинный смысл жизни. Проще говоря - не нужно путать спортзал с церковью. Боевое искусство – это, скорее всего, лишь умение драться. Глупо искать духовные истины в умении забивать гвозди или ремонтировать автомобиль; то же самое относится и к духовному "росту" в процессе получения зуботычины от спарринг-партнера. Возрастание в Духе происходит в Церкви, накачка мышц - в спортивном зале, и не нужно путать одно с другим.

Полезные ссылки
Духовные традиции
Буддийская традиция
Мацзу
Шаолиньское искусство и этика буддизма. Вступление
Конфуцианская традиция
Конфуций
Мэн-цзы
Самовоспитание
Сиванму ню сю чжэньту шицзе
Сунь Сымяо
Сообщение для ФШБИ

Авторизация