Генерал Ци Цзигуан (戚繼光) - (1528-1587)

001372acd5e90fc195440e.jpgЦи Цзигуан (戚繼光) - (1528-1587) Генерал. Создатель первой универсальной системы ушу для воинов армии. Родился в провинции Шаньдун, славившейся уже в то время народными мастерами, а первым, кто приобщил его к тайнам боевых искусств, стал его отец Ци Цзиньтуан, сам большой знаток ушу. Изучал многие народные школы кулачного искусства,бой с пикой, алебардой, мечами. Он одним из первых аристократов осознал, что ушу в народе - далеко не развлечение низов, не “малое искусство”, типа народного цирка, но серьезная, разветвленная система со своими внутренними закономерностями. В 17 лет покидает родной уезд и уезжает в столицу... 

В 1555 г., когда ему едва исполнилось 27 лет, Ци Цзигуану было поручено возглавить борьбу с японскими пиратами, нападающими на южные провинции Китая.Из-за малочисленности своих войск, он решает привлечь отряды местного ополчения, состоявшего из народных бойцов ушу. После победы над японцами в 1561 г. Ци Цзигуан завоевал всенародную славу. Получив должность генерала, Ци Цзигуан предписал всем своим воинам и высшим должностным лицам заниматься ушу, причем боевая подготовка в его отрядах была куда более сложной, чем в других армиях. 

Ци Цзигуан лично обучал своих инструкторов тому, что сам узнал у народных мастеров,коллекционировал приемы, изучал подробно многие существовавшие тогда стили ушу и даже побывал в Шаолиньском монастыре. Из трактатов Ци Цзигуана известно, что ему было знакомо чуть более десяти школ кулачного искусства и боя с оружием, такие как чанцюань (“Длинный кулак”), создание которого он приписывал основателю Сунской династии Чжао Куанъиню, пигуацюань, хунцюань (“Красный кулак”) и ряд других. Огромное впечатление на Ци Цзигуана произвела встреча с Юй Даю, вместе с которым они боролись против японцев. У него Ци Цзигуан обучался искусству боя с палкой, а известный трактат Юй Даю об искусстве меча неоднократно цитировал в своих трудах. В противоположность последнему Ци Цзигуан не просто описывал приемы боя, но старался классифицировать их, вывести какую-то новую систему для обучения воинов. Ци Цзигуан регулярно устраивал своим солдатам экзамены по боевым искусствам и ввел сложную градацию мастерства - пожалуй, первую продуманную систему за всю историю ушу, разбитую на три больших группы. 

Результатом его многолетних трудов стали две грандиозные книги - “Новая книга записок о достижениях [в воинском деле]” (“Цзисяо синьшу”), “Записки о практике тренировок воинов” (“Ляньбин шицзи”). Базовым оружием Ци Цзигуан считал палку - “если сумел овладеть палкой, то затем достигнешь мастерства в использовании всех видов оружия”. Ци Цзигуан решает создать новый стиль ушу из лучших составных частей уже существующих школ. На основе “32 форм, выбранных из лучших методов кулачного искусства” возник целый комплекс боевых упражнений, включающий не только удары и блоки, но и способы тренировки, продуманную долговременную систему подготовки воинов-бойцов. Он получил обобщающее название “Кулак семейства Ци” - цицзяцюань”. Ци Цзигуан сводит воедино многие системы военной подготовки, прежде всего опираясь на принципы Сунь-цзы и У-цзы. Ци Цзигуан и его последователи понимали под ушу или уи сложную систему подготовки именно воина, хотя и говорили о существовании стилей (“кулаков” - цюань, как их называли) в народной среде. 

В кулачном искусстве Ци Цзигуана прекрасно разработана система финтов, уходов в стороны, нырков и уклонов. Ци Цзигуан предложил новый подход к построению обучения ушу. “Кулачный бой - это исток всех боевых искусств”, - писал он. Ни до, ни после него таких обобщающих трудов никто не создавал. Он систематизировал многочисленные сведения о боевых искусствах и признал народное ушу не средством забавы масс и укреплением тела, но серьезным искусством боя и духовного саморазвития. Ци Цзигуан обладал даром предвидения. Он предупреждал: “Одинаково упражняйся в комплексах и поединках”. Нарушение этого принципа редуцировало ушу либо до простого рукопашного боя, либо до  танца. Занятия ушу были введены в армии Ци Цзигуана в качестве обязательных и регулярно стали практиковаться после событий в приморских провинциях. До сих пор в районе Пекина живет потомок Ци Цзигуана в четырнадцатом поколении Ци Юйян, сохраняющий традиционный стиль цицзяцюань. 

Борьба с японцами в середине ХVI в. принесла в Китай новое оружие - японский меч катану, который в Китае стал называться мяодао - “меч подобный ростку”. Практичный ум Ци Цзигуана позволил адаптировать катану в китайской армии. Ци Цзигуану через своих шпионов (шпионаж в Китае к тому времени достиг высочайшего уровня) удалось раздобыть японский трактат “Тайно передаваемые методы боя с мечом”, на основе которого он постепенно стал разрабатывать собственную систему. Ци Цзигуан делает японский меч легким и разрабатывает для него около двадцати канонических приемов, сведя их в трактат “Методы меча годов Синьнин”, т.е. 1561 г. - периода войны с японцами. Мяодао быстро вытесняет китайский меч - дао и становится едва ли не основным оружием минской армии.

Могила Ци Цзигуана, находящаяся у него на родине в Дэнчжоу, скромна и символична. По лесистой горе Наньчжишань тянется дорога, упирающаяся в небольшую табличку с пятью стилизованными иероглифами - “Могила Ци Цзигуана”. Перед ней слева и справа стоят два воина в одеждах минской эпохи с булавами, скорбно склонив головы. Рядом не взнузданные кони из белого камня и лежащий баран - символ жертвенности и мудрости.

Полезные ссылки
Духовные традиции
Буддийская традиция
Мацзу
Шаолиньское искусство и этика буддизма. Вступление
Конфуцианская традиция
Конфуций
Мэн-цзы
Самовоспитание
Сиванму ню сю чжэньту шицзе
Сунь Сымяо
Сообщение для ФШБИ

Авторизация