Сунь Сымяо

Сунь Сымяо

«Важнейшие рецепты в тысячу цзиней. О пользе самовосполнения в искусстве внутренних покоев»
(«Цяньцзинь яофан. Фанчжун буи»)
Пер. проф. Алексея Маслова

Сунь Сымяо (581-682) - один из самых заменитых врачей династии Тан

1

Есть такое суждение: «До сорока лет мужчина свободно следует своим желаниям, но после сорока он внезапно начинает осознавать, что его физическая сила и энергия ци начинают угасать. Как только сила его ци начинает угасать, так тотчас в теле его рождаются бесчисленные болезни. И если не лечить это в течение долгого времени, то, в конце концов, человека уже не спасти. Вот почему Пэн-цзу говорил: «Врачуя одного человека при помощи другого человека, воистину достигаешь Истины». Истинный Путь заключается в том, чтобы за счет одного тела лечить другое». Вот почему, когда тебе переваливает за сорок лет, ты должен изучить искусство внутренних покоев.

2

Путь-Дао внутренних покоев легко постичь, но, увы, сколь мало тех, кто следует ему! Суть его заключается в том, чтобы вступать в совокупление хоть с десятком женщин, но при этом самому оставаться надежно защищенным от потерь. Вот таков может быть результат искусства внутренних покоев! Оно сочетается со специальными эликсирами, которые следует регулярно принимать в течение всех четырех сезонов. В результате этого мощь твоего ци увеличиться стократно, а знания твои ежедневно будут обновляться.
И все же практика искусства внутренних покоев не имеет ничего общего со следованием непристойным желаниям или неуемным стремлением лишь к удовольствию. Более того, практикующий должен всегда сохранять контроль над собой, чтобы следовать искусству вскармливания собственных жизненных свойств. Невозможно, поддавшись необузданным желаниям, укрепить свое тело за счет распутства или похоти. Наоборот, главной целью является укрепление собственной природы за счет устранения болезней. Это и есть потаенно-сокровенный смысл искусств внутренних покоев.

3

Использование до сорока лет эликсиров, усиливающих желания, лишь ускорит многие невзгоды. Будь крайне осмотрителен в этом! Именно поэтому нет смысла обсуждать с человеком, которому еще не перевалило за сорок, методы внутренних покоев, поскольку похоть его еще не до конца прошла. Если такой человек использует различные эликсиры, хотя его сила и может удвоиться, но вскоре она вся растратится, и уже через полгода его семя-цзин и костный мозг-суй иссякнут. Все это является не более чем способом ускорить свою погибель. Молодые люди должны проявлять особую осторожность в таких делах!
А вот после сорока лет мужчина должен постоянно усиливать свое семя-цзин, вскармливать его и не растрачивать понапрасну. И именно таким образом он сможет избежать старения. Употребление толченой слюды также может излечить многие болезни и продлить годы.
После сорока лет старайся избегать слишком частого приема слабительных и различных возбуждающих средств. В этом - истинный метод. В древности Хуан-ди - «Желтый правитель» вступил в совокупление с 1200 женщинами, после чего вознесся в обитель бессмертных, а вот обычные люди лишь сокращают свои годы, вступая в совокупление даже с одной женщиной. Воистину, сколь далеки друг от друга истинная мудрость и незнание. Тот, кто действительно постиг путь-Дао, жалеет лишь о том, что имел отношения со слишком малым количеством женщин!

4

В выборе женщин нет необходимости обязательно искать красивую и обворожительную, достаточно того, чтобы она была молода, еще не рожала и не вскармливала, а кости ее должны быть в достаточной мере покрыты плотью. Это может быть полезно для здоровья. Если же твои средства тебе позволяют, выбери девушку с красивыми волосами, с четко очерченными белками и зрачками глаз, гибким телом и крепкими костями. Кожа ее должна быть гладкой и здоровой, а речь ясной. Суставы ее четырех конечностей должны быть покрыты плотью, а кости ее не должны быть слишком широкими. А на ее теле и даже в подмышечных впадинах не должно быть волос, но если все же они есть, волосы должны быть мягкими и блестящими. Не следует быть слишком требовательным к внешним признакам, но все же существуют некоторые черты, которые неприемлемы для тебя: непослушные волосы и отталкивающее лицо, шея как колотушка и слишком выпирающее адамово яблоко, мужеподобный голосом и слишком большой рот, длинный нос и желтоватые зубы, тусклые зрачки, волосы вокруг рта и на груди, выдающиеся суставы, желтый оттенок в волосах и излишняя худоба, жесткие и грубые волосы на лобке, волосы, растущие против обычного направления. Совокупление с такими женщинами отнимет у тебя жизненные силы и сократит годы.

5

Практикуя искусство совокупления с женщинами, не вступай в соитие, пока твое ци не поднимется. Это будет означать, что твое ян-ци пока еще слабо. В этом случае стоит [обоим партнерам] не торопясь достичь внутренней гармонии, привести свой дух в состояние покоя, пока волевой импульс не придет в движение. И лишь после этого мужчина будет готов воспринять инь-ци. Если стимулировать инь-ци, то через короткое время оно само по себе станет сильным. Это то, что именуется «вводить слабое и выводить сильное». Шаги по продвижению вперед и отходу назад должны быть очень медленными, а когда, наконец, возникнет страсть, остановиться. Не бросайся вперед, забыв обо всем, это может привести к угнетению энергии в пяти каналах, повредить каналы, по которым циркулирует семя-цзин и породит сотни болезней. И даже часто вступая в совокупление, всегда сберегай себя. Таким образом, можно излечить все болезни, а жизнь твоя продлится неимоверно. И все это - уже недалеко от достижения бессмертия.
6

Нет необходимости действовать в соответствии с формулой «девять и один» или «три и пять». Тот, кто сумеет вступить в контакт с сотнями женщин, не выбросив семени, сможет достичь долголетия. Совокупляясь со многими женщинами, мужчина вбирает их ци. Путь-Дао получения ци заключается в том, чтобы вступить в глубокий контакт, не перевозбудившись. После некоторого времени твое ци поднимается, а лицо покраснеет. Прижмите рты друг к другу, вбери ци женщины и проглоти его. Ты можешь медленно входить и выходить, но как только твоя страсть поднимется, остановись. Замедли дыхание, закрой глаза, ляг на спину и проведи ци внутрь тела. Твое тело станет сильным, и ты сможешь вступить в совокупление с другой женщиной. Частая смена партнерш лишь увеличивает пользу. Постоянное совокупление с одной и той же женщиной приводит к ослаблению ее инь-ци, а поэтому польза от нее будет невелика.
Путь начала ян соотносится с огнем. Путь начала инь соотноситься с водой. Если придерживаться этого, то инь-ци постепенно станет ян, в то время как начало ян будет растрачиваться. То, что достигается, не сможет компенсировать то, что утрачивается. Способность вступить в соитие с двенадцатью женщинами, не выбрасывая семени, сделает человека молодым и привлекательным. Тот же, кто способен совокупиться с девяносто тремя женщинами и при этом запереть свое семя, проживет и до десяти тысяч лет.

7

Когда семя-цзин человека становится недостаточным, он заболевает, когда же оно совсем истощается, он умирает. Не стоит относиться к этому слишком беспечно или, наоборот, воспринимать слишком серьезно. Если мужчина совокупляется бесчисленное количество раз, но при этом выбрасывает семя лишь один раз, то его цзин-ци постепенно увеличивается, и нет необходимости опасаться, что у такого человека возникнет недостаток. Однако же, если мужчина вступает в совокупление не часто, и при этом каждый раз изливает семя, то пользы от этого не будет. После излияния количество цзин-ци естественным образом возрастает вновь, но происходит это медленно и имеет меньшее воздействие, нежели частые совокупления без выброса семени.

8

Во время практики соития полов, человек должен вбирать в себя большое количество ци через нос и медленно выдыхать его через рот. Благодаря этому польза достигается естественным образом. По окончанию совокупления, возникнет ощущение, будто из тебя проистекает жар. Это означает, что человек ощущает циркуляцию собственного ци. После этого возьми три фэня растертого в порошок корневища аира и белой просяной муки, разотри вместе и высуши. Все вместе это делает человека сильным и сушит раны.

9

Когда ты почувствуешь позыв к выбросу семени, закрой рот и широко открой глаза, задержи дыхание и сожми кулаки, двигай обеими руками вверх-вниз, влево-вправо. Расслабь нос и вдохни ци. Также сожми анус, втяни живот и ляг на спину. Двумя пальцами левой руки быстро сожми точку пин-и. Выдохни ци через рот, сложив губы трубочкой (ту ци), а также постучи зубами тысячу раз. Таким образом, семя-цзин поднимется вверх, напитывая мозг, что сделает человека долголетним. Если же расходовать семя-цзин понапрасну, то все это наносит ущерб твоему духу.
«Канон бессмертных» («Сяньцзин») гласит, что если ты хочешь жить долго и не стариться, то сначала ты должен играть с женщиной и испить ее «нефритовый эликсир». «Нефритовый эликсир» - это влага, что пребывает во рту ее. Когда мужчина и женина почувствовали возбуждение, то левой рукой мужчина должен захватить [свой пенис], мысли же свои сохранять в области даньтянь, представляя, будто там находится красное ци, которое доходит до желтого внутри и до белого снаружи. Все это трансформируются в солнце и луну, которые двигаются внутри даньтянь и проникают в точку нивань (ниюань- в самом центре даньтянь, либо в центре промежности - А.М.), где две половины соединяются вместе. Задержи дыхание и пошли ци глубоко внутрь, чтобы оно не могло входить или выходить, но получай ци, которое находится сверху и снизу. Когда чувства твои возбудятся и захотят устремиться наружу, сразу же отойди. Высший муж, что не обладает мудростью, не сможет следовать этому.
Поле даньтянь располагается на три цуня ниже пупка, а точка ниюань находится в центре головы на линии, соединяющей оба глаза, и прямо вовнутрь. Думая о солнце и луне, нужно представлять их по три цуня в диаметре. Две половинники сначала обретают форму и становятся единым. Это именуется «соединением солнца и луны». И даже если ты входишь и выходишь, продолжай думать об этом и не позволяй этому уйти. Это - великолепная методика.

10

Говорят, что путь-Дао совместного достижения бессмертия для мужчины и женщины заключается в глубоком проникновении без возбуждения твоего семени-цзин. Представь себе красный [шар] формой с куриное яйцо в области твоего пупка. Медленно двигай его внутрь и наружу, но когда твоя страсть пробудится, остановись. Если будешь делать это несколько десятков раз днем и ночью, то это благотворно повлияет на твое долголетие.

11

Правильный способ совокупления с женщиной заключается в том, чтобы выбрасывать семя дважды в месяц или двадцать четыре раза в год. Тот, кто следует этому, может прожить до двухсот лет, сохранить молодой цвет кожи и избежать болезней. Если же человек сопровождает это приемом эликсиров, то сможет он продлить свои годы бесконечно. В двадцать лет мужчина должен изливать семя один раз в четыре дня, в тридцать лет - раз в восемь дней, в сорок лет - раз в двадцать дней, в шестьдесят лет надо запирать свое семя-цзин и не изливать его наружу. Но если твое тело остается по-прежнему сильным, ты можешь изливать семя раз в месяц.

12

Даже среди обычных людей существуют те, чья физическая сила и энергия-ци проявляются сами собой, и в этом они превосходит других людей. Они не должны подавлять сами себя и в течение долгого времени не изливать семя, ибо ведет это к появлению фурункулов и язв. Если человек остается по-прежнему сильным и после шестидесяти лет и у него нет возможности вступить в совокупление в течение нескольких недель, но при этом он сохраняет равновесие духа, то это значит, что естественным образом он может запирать свое семя-цзин.
В начале эры Чжэнгуань (627-649) ко мне пришел старый крестьянин, которому уже перевалило за семьдесят лет, и спросил: «В течение нескольких последних дней мое ян-ци чрезвычайно усилилось, и в мыслях своих я представляю свою жену даже при свете дня. И я способен довести «весеннее дело» (т.е. совокупление) до конца. Я не знаю, благотворно ли это для меня в мои преклонные годы. Не вредно ли это?» И я ответил ему: «О, это знак великого несчастья! Разве ты не слышал о принципе масляной лампы? Прямо перед тем, как лампа догорит до конца, она сначала тускнеет, а затем внезапно ярко вспыхивает. И когда ее яркий свет исчезает, лампа догорает дотла. Вы достигли преклонных лет и уже должны были задолго до этого начинать запирать свое семя-цзин и уменьшать свои желания. Сейчас же ваши сексуальные желания внезапно разгорелись с новой силой. Разве это - не что-то ненормальное? Я беспокоюсь за вас и рекомендую вам быть крайне осмотрительным». Но через четыре недели он заболел и умер.
Случай этот - не единственный, и я лишь рассказал вам об одном этом человеке, чтобы наставить будущие поколения.

13

Поэтому, тот, кто достиг совершенства во вскармливании своих жизненных сил, даже когда он почувствует сильное желание ян, он должен быть очень осторожным и контролировать свои позывы и не массировать себя, поддавшись сладострастию. Каждый раз, когда ты сможешь контролировать себя, будет это подобно, чтобы добавить масла в лампу, которая уже готова догореть. Если же человек не способен сдерживать себя и в порыве страсти изливает семя, то будет это подобно тому, чтобы отливать масло из лампы, которая вот-вот выгорит. Разве это не величайшее несчастье - не быть способным защитить себя?
В свои молодые годы человек не может понять этого пути-Дао. Но даже те, кто способны понять его, не могут следовать ему в полной мере. И лишь достигнув пожилого возраста, они начинают понимать его, но время уже ушло и ошибку эту очень трудно исправить. Те же, кто способны сберегать себя в старости по-прежнему могут достичь долголетия и продлить свои годы. Но тот, кто способен начать следовать этому пути-Дао, когда он еще молод и силен, быстро присоединиться к бессмертным-сяням.

14

Меня спросили: «Можно ли человеку, который еще не достиг шестидесяти лет, запирать свое семя-цзин и придерживаться Единого?». Я ответил: «Нет. Мужчина не должен быть без женщины, а женщин не должна быть без мужчины. Без женщины, воля приходит в смятение, а когда воля пребывает в смятении, то в смятение погружается и дух. Дух тогда истощается, а годы твои укорачиваются. Если же в думах ты праведен, а мысли не гнетут тебя, то результатом этого станет долголетие. Но таковых не найдется и одного среди десяти тысяч людей. Подавление стремлений сложно сохранять и очень легко утратить. Это приводит к переполнению семенем-цзин и вызывает помутнение мочи. Может это даже привести к такому недугу, как совокупление с духами-гуй. И тогда одна утрата равносильна сотням.

15

Практикуя способы совокупления с женщинами, ты должен избегать те дни в [шестидесятеричном цикле], которые начинаются с Небесных стволов бин и дин, а также четверти луны и полнолуния, последний и первый день каждой луны, а также дней великого ветра, великого дождя, великого тумана, великого холода, великой жары, когда грохочет гром, тьма окутывает небо и землю, солнечное или лунное затмение, радуга и землетрясения. Совокупление с женщиной в эти дни ранит дух мужчины и неблагоприятно для него. Мужчине это наносит стократный вред, а у женщин вызывает недуги. Дети, что были зачаты в эти моменты, становятся безумными, глупыми, испорченными или злыми. Могут они также родиться немыми, глухими или со слабым зрением, сгорбленными, хромыми, слепыми полностью или на один глаз, болезненными или с короткой жизнью, без преданности родителям или нечеловеколюбивыми.
Также избегай [соития] под сиянием солнца, луны и звезд, рядом с кумирнями духов и буддийскими храмами, близко к колодцам, кухонным печам и отхожим местам, соседства с могилами или гробами. Все это недопустимо.

16

Если мужчина проводит совокупление в соответствии с правилами, то в лоне женщины будет посеян зародыш, которому суждено быть счастливым, благодатным, наделенным мудростью и добротой. Это приводит отношения природ [мужчины и женщины] во взаимосоответствие и породит гармонию между ними. Их семейный путь-Дао будет день ото дня расцветать, а добрые знаки будут в массе появляться вокруг них.
Если же не следовать истинному методу, то в лоне женщины появится зародыш, которому суждено стать несчастным, недалеким и злым. Это приведет к тому, что отношения между отцом и матерью будут жестокими и злыми. Чтобы они не делали, им не будет удаваться, а их семейный путь-Дао день ото дня будет сходить на нет. Несчастья и неудачи будут окружать их. И хотя они доживут до зрелого возраста, семья и государство могут сгинуть. Их несчастья и неудачи будут отзываться, словно тень, словно эхо. Этот закон неприемлем. Разве не стоит размышлять над этим вновь и вновь?

17

Если желаешь зачатия ребенка, просто дождись первого, третьего или пятого дня после прекращения месячных у женщины. Выбери дни «правителя и его министров» или дни, когда луна находится в благоприятной фазе. Если ты выбрасываешь свое семя после полуночи, когда рождается [новое] ци, дитя твое будет мальчиком. Ребенок этот будет отличаться долголетием, мудростью и доблестью.
Если же ты изливаешь свое семя на второй, четвертый или шестой день после прекращения месячных у женщины, то ребенок твой обязательно будет девочкой. После же шестого дня изливать семя не следует. Ты не только можешь не получить в результате этого ребенка, но не сможет он взрасти.

Вот каковы «дни правителя и министров»:
Весной: те, которые начинаются с Небесных стволов цзя и и
Летом: те, который начинаются с Небесных стволов бин и дин
Осенью: те, которые начинаются с Небесных стволов гэн и син
Зимой: те, которые начинаются с Небесных стволов жэнь и гуй

Вот благоприятные дни по лунному календарю:

Первый лунный месяц: 1, 6, 9, 10, 11, 12, 14, 21, 24, 29.
Второй лунный месяц: 4, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 19, 22, 27
Третий лунный месяц: 1, 2, 5, 6, 7, 8, 10, 17, 20, 22
Четвертый лунный месяц: 3, 5, 8, 10, 12, 15, 16, 18, 22, 28
Пятый лунный месяц: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 12, 15
Шестой лунный месяц: 1, 3, 10, 13, 18, 23, 26, 27, 28, 29.
Седьмой лунный месяц: 1, 8, 11, 16, 21, 24, 25, 26, 27, 29.
Восьмой лунный месяц: 1, 8, 10, 13, 18, 21, 22, 23, 24, 25, 26
Девятый лунный месяц: 2, 6, 11, 16, 19, 20, 21, 22
Десятый лунный месяц: 1, 4, 9, 10, 14, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 25.
Одиннадцатый лунный месяц: 1, 6, 11, 14, 15, 16, 17, 18, 26, 29
Двенадцатый лунный месяц: 4, 9, 12, 13, 14, 15, 17, 24

Если же ты будешь сочетать благоприятные лунные дни со следующими днями, то польза будет еще больше:
Весна: цзя-инь и и-мао
Лето: бин-у и дин-ци
Осень: гэн-шэнь и синь-юй
Зима: жэнь-цзы и гуй-хай.

18

Запреты «Желтого правителя» Хуан-ди гласят, что вступление в совокупление, когда человек находится в гневе, а его кровь и ци - в состоянии возбуждения, вызывает у человека карбункулы. Совокупление в тот момент, когда человек хочет помочиться, приводит к проблемам с мочеиспусканием, болям в «стебле» и утрате здорового вида. Помимо этого, если ты войдешь в покои к женщине с желанием совокупления изнуренным после долгого путешествия, то приведет это к «пяти недугам», синдрому недостатка и малому потомству. Более того, вступать в соитие с женщиной до прекращения у нее месячных приводит к тому, что мужчина заболевает, и у него появляется витилиго (приобретенная лейкодерма). Нельзя также подносить ртуть близко к интимным органам мужчины, поскольку это приводит к их увяданию и сокращению в размерах. То же относится к жиру оленя или поросенка, поскольку приводит это к импотенции.

Назад в раздел

Полезные ссылки
Духовные традиции
Буддийская традиция
Мацзу
Шаолиньское искусство и этика буддизма. Вступление
Конфуцианская традиция
Конфуций
Мэн-цзы
Самовоспитание
Сиванму ню сю чжэньту шицзе
Сунь Сымяо
Сообщение для ФШБИ

Авторизация