Шаолиньское искусство и этика буддизма. Вступление

Шаолиньское искусство и этика буддизма
(10 коротких и неторопливых бесед под кипарисом и березой)

Ши Синъин (А.А. Маслов)

Вступление (чтобы было понятно - зачем)

Широко известно, что шаолиньское искусство имеет глубокие чань-буддийские корни. Однако далеко не всегда даже сами последователи «шаолиньского пути» могут внятно объяснить, как связано2.jpg то, чем они занимаются, с чань-буддизмом, как можно, например, проводя поединки, занимаясь таолу или цигун, обрести покой, спонтанность и чистоту сознания. Более того, известное выражение «Шаолиньсы является колыбелью чань-буддизма и всех боевых искусств Поднебесной» отражает скорее традиционную мифологию, чем реальность, сегодня хорошо известно, что эти традиции развивались из многих истоков. Так где же связь между шаолиньской практикой и буддийскими истинами?
Но, действительно, буддизм (佛教) и чань-буддизм (禅宗)как его отдельное направление имеет самое непосредственное отношение к шаолиньской традиции. И отнюдь не потому, что шаолиньцюань занимались только монахи (это, тоже один из мифов), и не потому, что сегодня многие любители шаолиньского ушу предпочитают надевать традиционные буддийские одежды во время выступлений (впрочем, в этом нет ничего дурного). Важно другое - Шаолиньское искусство проникнуто рядом моральных и этических принципов, которые вышли из буддизма. Это касается не только боевого искусства (ушу 武术 или шаолинь гунфу 少林功夫), но и всего того обширного комплекса навыков, который и подразумевается под названием «шаолиньское культура» (шаолинь вэньхуа 少林文化). Это и «внутреннее искусство» (нэйгун 内功), и формы духовно-медитативной практики, и методы врачевания и оздоровления, и способы интеллектуального саморазвития, и даже заваривание «шаолиньского чая», и десятки других навыков. Не важно, что мы изучаем - мы совершенствуем себя, свое сознание и, как следствие, мир вокруг себя.
Сегодня отнюдь не обязательно быть буддистом, менять свои духовные, религиозные (или антирелигиозные) убеждения, чтобы изучать шаолиньское искусство. Нет никакой прямой необходимости совершать буддийские ритуалы и поклонения, чтобы обучаться шаолиньской культуре или практиковать шаолиньское ушу. 
Но есть как минимум одна крайней важная вещь: надо соблюдать ряд моральных и этических правил поведения, которые вышли из буддизма, хотя сегодня могут быть с ним уже и не связаны. В шаолиньскому искусстве это воплощено в концепции удэ  (武德)- правилах «боевой добродетели», «благодатном поведении последователя ушу», а корни самого удэ уходят вглубь конфуцинаской и буддийской этики повдения. Для китайского последоваля традиционного ушу это объяснять не надо - он рождался и жил в этой среде, где все было пропитано этими учениями, а вот для западных поседователей, равно как и для многих современных китайцев, приходиться все объяснять подробно и «возвращаться к корням», то есть к буддийской этике. 
Сначала несколько небольших замечаний. 
1.jpgПервое: не может быть разговора о чань-буддизме без понимания основных постулатов буддизма вообще и буддизма Махаяны (частью которой и является чань-буддизм), в частности. На Западе, благодаря популярным книгам 60-80-хх гг. ХХ в., распространилось мнение, что Чань - это какой-то особый тип буддизма, который либо не признает классические постулаты буддизма, либо так их трансформирует, что о них можно и не знать. Главное «достичь просветления здесь и сейчас», «взирая непосредственно  на свое сердце, стать Буддой», «не опираться на письмена» и т.д. В этом есть доля истины, но тем не менее и сегодня, равно как и в VII-XVIII вв., в период формирования чаньской традиции, монахи по-прежнему начинают свое воспитание с изучения десятков концепций и нескольких сот правил поведения. Правила и дисциплина идут всегда вначале. Свобода сознания чань-буддизма начинается со строжайших правил и самоограничений. Поэтому стоит поговорить о некоторых теоретических моментах, как бы сложно это не показалось. 
Второе: это не систематическое изложение учения буддизма или его истории. Чтобы постичь буддизм, надо ему учиться через личную передачу от учителя, а чтобы узнать историю  имеет смысл прочитать прекрасные научные книги. Здесь же речь идет лишь о некоторых ключевых этических постулатах буддизма. 
3.jpg Третье: все находится внутри нас - мир вокруг нас таков, каково наше сознание. Агрессивный, злобный, завистливый мир, полный разрушительных амбиций - это отражение состояния именно нашего сознания. Равно как и мир, полный тепла, улыбок, света, - все это результат действий нас самих, наших мыслей и намерений. Успокаивая и очищая сознание, мы тем самым «переформатируем» и внешний мир. Буддизм предлагает для этого свои методы, другие духовные учения - свои. Строго говоря, не может быть системы «лучше или хуже», может быть лишь полная или неполная передача традиции. В данном случае - это буддизм.. Важно действительно знать эти методы в полной форме и следовать им. Именно в этом коренится глубинная связь шаолиньского искусства и чаньской традиции. 
Поэтому, мы ведем разговор не о буддизме вообще, и даже не о всех тонкостях чань-буддизма, а лишь об этической стороне буддизма. Этика буддизма, а не поклонения или вера, и формирует наше сознание и, как следствие, мир вокруг нас. 

Примечание: многие концепции буддизма первоначально были записаны на языке пали, (одном из среднеиндийских языков индийской группы, который являлся литературным языком.), или на санскрите, поэтому обычно принято использовать палийские или санскритские названия. Там где это возможно, приводятся китайские аналоги палийских и санскритских терминов.
 Итак, не торопясь, в дорогу…


Назад в раздел

Полезные ссылки
Духовные традиции
Буддийская традиция
Мацзу
Шаолиньское искусство и этика буддизма. Вступление
Конфуцианская традиция
Конфуций
Мэн-цзы
Самовоспитание
Сиванму ню сю чжэньту шицзе
Сунь Сымяо
Сообщение для ФШБИ

Авторизация