Шаолиньское искусство и этика буддизма. Беседа первая

Беседа 1. Дхарма, карма и мы


Чань и «колесницы»
Прежде всего напомним, что школа чань (чань-цзун 禅宗) принадлежит к одному из самых больших направлений буддизма - Махаяне. Махаяна («Большая колесница», кит 大乘) является вторым по времени возникновения течением буддизма и самым большим по количеству последователей, она распространена прежде всего в Китае, Японии и Кореею Как и все буддийские направления Махаяна включает в себя сотни школ (некоторые исследователи называют и тысячи школ исходя из  числа наставников - их носителей).
IMG_4038.jpeg
Обычно считается, что Махаяна как отдельное направление возникло около II в. н.э., хотя, естественно, большинство идей и буддийских практик существовали и значительно раньше. Ей предшествовало другое направление буддизма - Тхеравада («Учение старейших»), которое последователи других направлений называют Хинаяна («Малая колесница» кит. сяочэн 小乘), и которая сегодня широко распространена в странах Юго-Восточной Азии - в Таиланде, Лаосе, Камбоже и других. То, что в обиходе именуется тибестким буддизм или ламаизмом, представляет другое большое направление - Ваджраяну или «Алмазную колесницу», которое помимо Тибета, распространено в Монголии, Калмыкии, Туве, Бурятии. 
Строго говоря, такое разделение на «колесницы» или направления скорее важно для исследователя, недели для последователя буддизма. Чтобы больше не останавливаться на догматических тонкостях (а мы здесь беседуем не о различиях и не об истории буддизма, а о базовом этическом учении) напомним примечательный диалог шестого патриарха Чань Хуэйнэна с его учеником Чжичаном
Как-то Чжичан спросил Патриарха: 
— Будда проповедовал доктрину «трех колесниц». Но вместе с этим он говорил и о Наивысшей колеснице  Я не могу понять этого, и прошу, объясните это мне.
— Ты должен вглядываться в собственное изначальное сердце, а не во внешние проявления дхарм (дхармалакшана, т.е. формальные объяснения и предметы)! В Дхарме не бывает четырех колесниц, это лишь человеческое сердце разделяет их. Смотреть, слушать, повторять сутры — это малая колесница (т.е. Хинаяна). Познать внутреннюю природу и смысл освобождения от пут мирского — это Средняя колесница. Претворять Дхарму в своих поступках — это Большая колесница (Махаяна). Но лишь до конца проникнуть в мириады дхарм, овладеть ими, и при этом не быть загрязненным ничем, отринуть внешние проявления дхарм и не обладать ничем, — лишь это зовется Наивысшей колесницей. 
Слово «Колесница» (санск. «яна») имеет смысл «двигаться, свершать поступки» , и ни к чему здесь вести словесные баталии. И если ты сумеешь воспитать себя, то более не будет у тебя никаких вопросов ко мне!»
kan.jpg
Существует несколько важнейших отличий Махаяны от других направлений буддизма. Прежде всего это особая роль, которая отводиться бодхисатве (кит. пуса 菩萨). Бодхисатва - просветлённое существо, которое не уходит в окончательную нирвану, то есть остается в этом мире, для того спасать других, помогать людям. Образ бодхисатвы стал новой моделью для всей духовной практики буддизма в Восточной Азии, в известной степени он оказался противопоставлен образу отшельника и аскета архата (кит. лохань 罗汉 или алохань 阿罗汉) из более ранней индийской традиции. Многие школы Махаяны считают, что архат своим отшельническим образом жизни изолирует себя от людей, замыкается лишь на личном освобождении и просветлении, то есть является классическим «буддой для себя» или «буддой-эгоистом» ( Пратьека-будда),  в то время как бодхисатва целиком посвящает себя людям. Таким образом воплощается один из важнейших принципов Махаяны - «совершенствовать себя, дабы помогать другим». В известной степени это был отрыв от ранней отшельнической и исключительно аскетичной традиции, такой подход открывал буддизм для тысяч посоедователей, в том числе и мирян. Но как следствие требовал от них ряд дисциплинарных правил и базировался не столько на требовании обязательной веры в Будду, сколько на морально-этических правилах поведения и чистоте мыслей.

Дхарма
Этическое учение буддизма начинается с осознания Дхармы или дхама, кит. дамо 达摩  или «фа» 法, дословно «закон»). Это - ключевая категория, которая имеет множество значений. Прежде всего это всеобщий Закон, причем именно естественный, природный закон, высший порядок всех вещей и явлений, который распространяется на все миры. Постижение Дхармы доступно просветлённым - Буддам и существам, близким к этому состоянию, например, бодхисатвам и архатам. Важно понимать, что сам Будда не «учредил» этот закон, не ввел его в обиход, он именно постиг  его в момент своего просветления. Затем он поведал о нем своим последователям (в отличии от многих предыдущих будд, которые не передавали свое знание людям, но при этом могли достигать индивидуальной нирваны), поэтому обычно речь ведется именно о «дхарме Будды» (кит. фофа 佛法 ), но Будда здесь выступает не как «составитель» некоего учения Дхармы, но как тот, кто принес его людям, воплотил в своем учении. 
Другое значение Дхармы - это непосредственно буддийское учение, закон, который проповедовал Будда. Примечательно, что значение Дхармы как всеобщего закона и принципа развития мира и как проповеди  Будды здесь слиты воедино - буддист не делает различия между этими двумя смыслами 
Все явления нашей жизни подчинены закону Дхармы, который распространяется на все видимое и невидимое. Именно по закону Дхармы рождаются и умирают живые существа, сменяются сезоны года, по нему же движутся планеты, возникают и исчезают исторические эпохи и правители. При этом сама Дхарма никем не создана, не подчинена каким-то иным законам, не подвластна воле человека или других небесных существ, обитателей духовного мира, небесного и подземного. 
Буддизм рассматривает существование живого существа как цикл рождений и смертей, некий бесконечный круг существование - самсара (кит. луньхуэй 轮回 или луньши 转世, иногда под этим термином подразумевают всю земную жизнь в противоположность нирване). При этом существует выход из этого круга, абсолютное и конечное освобождение, сбрасывание уз мирской суеты - мокша (кит. цзето 解脱). Сама эта концепция не нова для буддизма - ее исток идет от многих индийских, в том числе и не-ведийских школ, ее можно встретить и в джайнизме.
Практически во всех школах буддизма понятие кармы тесно связано с концепцией перерождения, хотя при этом, например, чань-буддизм говорит о том, что само рождение в виде человека дает возможность достичь просветления «здесь и сейчас» без дополнительных перерождений (хотя и они возможны). 
Карма влияет на дальнейшее перерождение человека или окончательный выход его из «колеса перерождений», «колеса жизней и смертей», что и считается достижением полной и окончательной нирваны. Ряд буддийских школ, прежде всего направления Тхеравады, считают что карма также зависит и от ряда других факторов, например, от семьи, в которой родился человек, от его внешнего вида, социального статуса, от его характера. Однако в любом случае все это достанется человеку от его прошлых жизней, а на это повлияли какие-то поступки живого существа в прошлых перерождениях.
Ничего нет случайного в мире, все объединено причинно-следственными связями, суть которых открывается человеку вместе с пониманием Дхармы. И именно поэтому Дхарма может проявляться в виде кармы - причинно-следственной связи действий (как поступков, так и мыслей) и воздаяния за них, «поступков и плодов». Изначальный смысл термина  «карма» это «действие», «дело», но речь идет именно о связи результатов с предшествующими поступками и даже мыслями. По-китайски, например, карма обозначается либо как транслитерация исходного термина - цземо (羯磨), либо как попытка передать внутренний смысл: иньюань (因缘, дословно «первичные и вторичные[действия]) или иньго баоинь (дословно «плоды и воздаяния» 因果报应). Карма отдельно взятого человека во многом зависит от морально-этической стороны его поведения, от его готовности пожертвовать собой, помочь другим людям. Все, чем является человек сегодня (да и само его рождение в виде человека), является итогом очень долгой цепочки его заслуг и проступков. И все, что мы делаем сегодня, обязательно и безусловно будет иметь отражение в завтрашнем дне.  

Читать далее...


Назад в раздел

Полезные ссылки
Духовные традиции
Буддийская традиция
Мацзу
Шаолиньское искусство и этика буддизма. Вступление
Конфуцианская традиция
Конфуций
Мэн-цзы
Самовоспитание
Сиванму ню сю чжэньту шицзе
Сунь Сымяо
Сообщение для ФШБИ

Авторизация