Шаолиньское искусство и этика буддизма. Беседа вторая

Беседа 2
Карма и «намерения»: предопределение и свобода выбора


xiao.jpg
Концепция кармы не определяет, что конкретно может произойти, как повлияет отдельный поступок человека на его жизнь или на весь мир. Карма - это именно совокупность всех действий и мыслей, совершаемых через «намерение, речь или тело», то есть через мысли и идеи, зародившиеся внутри человеке (и не обязательно высказанные или осуществленные), выражение этих намерений посредством слов (в том числе и в письменном виде или любой знаковой форме) или через физические действия.
Карму не стоит путать с некой системой получения заслуг или наказаний, ниспосылаемых высшим существом, например, самим Буддой, это именно естественный закон, который действует безотносительно любых духовных и физических существ и который нельзя изменить ни молитвами, ни какими-то прощениями. 
Понятие «кармы» стало очень популярным на Западе и, по сути, сегодня уже оторвалось от своих буддийских корней, приобретя несколько упрощенное значение, например, как совокупность всех хороших и дурных поступков, которая может принести удачу или, наоборот, неудачу прямо в этой жизни, а возможно даже же на следующий день или через короткий промежуток времени.
В действительности понятие кармы значительно сложнее, к тому же может по-разному трактоваться в разных школах буддизма. Прежде всего карма представляет собой результат морального и этического выбора, то есть это последствия решений самого человека, что требует от него либо абсолютно осознанных и контролируемых действий, либо полной чистоты сознания («сердца»), когда действия совершаются интуитивно и безошибочно. 
Как следствие, ключевую роль играет не сам поступок, а намерение совершить его, интенция, которое именуется Четана. Четана (по-китайски «сы» 思)— одно из ключевых понятий в этическом учении буддизма, обычно переводиться как «намерение», «мысль», «воление». 
В буддизме Тхеравады и Махаяны четана трактуется немного по-разному, однако так или иначе она указывает на ментальное устремление человека, которое уже в свою очередь определяет его карму. В трактате «Аньягутара-никаья» приведены слова Будды, где он явно проводит связь между намерением-четаной и кармой: «Четана - вот что, о монахи, я именую кармой! Это стремление совершить действие посредством тела, речи или мысли» .
В буддистских школах, а затем и в научной литературе много велось споров о взаимоотношении четаны и кармы. Намерение человека, четана свидетельствует о свободной воле человека, карма - о предопределённости. Могу ли они сочетаться, нет ли здесь противоречия? Это стало поводом для многих споров. Одна из трактовок заключается в следующем:
Концепция кармы не определяет, что конкретно может произойти, как повлияет отдельный поступок человека на его жизнь или на весь мир. Карма - это именно совокупность действий и мыслей, совершаемых «через , намерение, речь или тело», то есть через мысли и идеи, зародившиеся внутри человеке (и не обязательно высказанные или осуществленные), выражение их посредством слов (в том числе и в письменном виде или в любой знаковой форме) или физические действия.
В буддийской традиции, исходя из ранней проповеди Будды, карма не определена изначально и абсолютно, и в этом смысле буддизм отрицает предопределение. Но в мире нет и ничего случайного, не обусловленного предыдущими действиями. Таким образом буддизм отрицает как детерминизм, так и индетерминизм в равной степени. Существует бесконечное количество факторов, которые влияют на результат, при этом человеческие поступки и мысли - один из них. Буддизм Махаяны, прежде всего школа Чань, рассматривает сочетание ряда «возможностей и условий» (кит. цзиюань 机缘) для просветления, или сочетание случая и кармы, совокупно ведущих к просветлению. Например, ученик может случайно встретить наставника, который задержался на ночь в деревне - это случай, но к самой этой встрече привел ряд кармических причин.
Таким образом ни одно добродетельное действие автоматически не приносит позитивный результат и наоборот, не всегда недобродетельные поступки приводят к негативным последствиям - в этом плане буддизм рассматривает «плоды» как результат сочетания очень многих факторов. В одной из проповедей, зафиксированных «Махакамма-вибханга-сутте» («Беседе о большой классификации»), Будда указывает на четыре возможных результата, которые зависят от условий: плохие действия приносят плохой результат; плохие действия приносят хороший результат; хорошие действия приносят хороший результат; хорошие действия приносят плохой результат.
0026.jpeg В Махаяне четана рассматривается как движение мысли, порождаемое некими внешними объектами и их проявлениями (или их иллюзией). Всего существует шесть таких каналов порождения четаны: четана, порождаемая через зрение, слух, обоняние, вкусовые ощущения, тактильные ощущения и мысли. Это означает, что внешние объекты или их проявления (например, мысли о них) могут влиять на человека таким образом, что он утрачивает свободу своей воли. 
Как следствие, буддийский последователь, который еще не способен полностью контролировать свои мысли, должен избегать целого ряда вещей, которые могут негативно повлиять на его намерения. Например это может быть вид молодой девушки, излишне вкусная пища, избыток роскоши или даже чтение трактатов, которые могут породить у последователя иллюзию собственной мудрости и всепонимания. Но и сама попытка избежать таких проявлений, всячески сторониться их может превратиться в особого рода ловушку, когда последователь лишь концентрируется на запретах, создает у себя чувство боязни любых «негативных» внешних явлений и даже мыслей о них. Он становится заложником собственных запретов и, наоборот, бесконечно далеко уходит от пути просветления. Поэтому буддизм ведет речь не о том, как избежать отдельных искушений, а об очищении и успокоении сознания в целом, что в свою очередь снимает все подобные проблемы.
Известная чаньская притча рассказывает о том, как один из монахов перенес девушку через лужу, другой же монах был страшно недоволен и ворчал, что монахам не следует не только прикасаться к девушкам, но даже смотреть на них. На это первый монах  заметил: «Я оставил девушку там, на той стороне лужи, а ты, оказывается, по-прежнему несешь ее».
Трактат «Абхидхарма-самучая» (大乘阿毘達磨集論), составленный Асангхой (кит. Учжао 無著) - великим индийским мастером традиции йогачары, вошедшей в Махаяну, говорит о том, что намерения формируют одно из трех состояний сознания: позитивное, негативное и неопределённое. Естественно, человек должен стремится к позитивному состоянию, и избегать не только негативного (например, злобы, зависти, ненависти), но и неопределённого состояния, которое не позволяет помогать другим людям. 
Все живые существа обладают свободой воли, свободой выбора своего пути, а поэтому сами определяют форму своего дальнейшего существования. Как следствие, человек сам творит и трансформирует себя посредством своего свободного выбора, своего намерения-четана. В одной из буддийских притч создание собственной кармы сравнивается с творением гончара, который постепенно из неоформленного куска глины, делает прекрасный кувшин за счет, на первый взгляд, казалось бы, монотонной работы. Таков же и процесс совершенствования в буддизме, требующий не разового подвига, а повседневной работы, контроля над свойственными мыслями и намерениями. Каждый поступок или даже мысль о поступке превращается в моральный выбор, и уже это формирует карму. Человек с загрязнённым сознанием, раздраженный, напуганный, озлобленный, перевозбужденный от собственных амбиций даже не способен сформировать правильное намерение, а поэтому очищение и успокоение сознания становится важнейшим методом для достижения благодатной кармы. Различные буддийские школы как раз и отличаются предлагаемыми методами очищения сознания, какие-то делают больший упор на медитацию, какие-то на беседы с учителем или чтение трактатов, какие-то - на оказание помощи другим людям. 


Назад в раздел

Полезные ссылки
Духовные традиции
Буддийская традиция
Мацзу
Шаолиньское искусство и этика буддизма. Вступление
Конфуцианская традиция
Конфуций
Мэн-цзы
Самовоспитание
Сиванму ню сю чжэньту шицзе
Сунь Сымяо
Сообщение для ФШБИ

Авторизация