Шаолиньское искусство и этика буддизма. Беседа пятая

Беседа 5
Сострадание вместо агрессии


Нападать на противника не сложно, особенно, если ты обладаешь знаниями боевых искусств. Нападать можно не только за счет ударов, но словами, мыслями, порождая в ответ еще большую агрессию и насилие. Известная поговорка гласит, что «боевое искусство создано для того, чтобы им никогда не пользоваться». Но мало кто понимает ее глубинный смысл, а он заключается именно в пути бодхисатвы - в сострадании даже к агрессии. И это сострадание может погасить любую агрессию, если оно  искренне и полное. Ударить в ответ - просто, сложнее понять, почему кто-то или даже весь мир решил напасть на тебя.  Важно сделать так, чтобы никому в голову не пришло нападать на тебя, и не потому что ты очень грозен и силен (всегда найдется более сильный и грозный), но потому, что ты обладаешь такими качествами, которые делают тебя неуязвимыми для агрессии. Так какими же? 
«Священные прибежища» для нашего сознания

В раннем буддизме рассматривалось четыре важнейших состояния сознания которые следовало достигать прежде всего путем медитации. Они именовались брахма-вихара («священные прибежища» или «прибежища брахмы», «священные места пребывания сознания»). Первым является метта - «любовь, доброе отношение», вторым каруна ( кит. цзялуна 迦卢那, бэй 悲 или цы бэй 慈悲) - «сострадание, милосердие», третьим - мудита или «совместная радость», четвертое - упекка или «спокойствие, непоколебимость сознания». 
Практика этих четырех состояний сознания должна проходить через несколько этапов. Первоначально последователь сосредотачивается на себя, очищает свое сознание и тем самым пестует в себе эти четыре качества. В этот момент он относится к самому себе именно с этими четырьмя качествами. Затем последователь постепенно «выносит» эти состояния на внешний мир: сначала проявляет их по отношению к самым близким людям, например, к своей семье, затем по отношению ко всей общине, и наконец распространяет на все живые существа.  
5.3.jpgВсеобщая любовь (метта) подразумевает, что последователь желает счастья всем живым существам безо всякого исключения. Сострадание (каруна) подразумевает, надежду на то, что страдания живых существ будут уменьшены или исчезнут вовсе. Радость за других (мудита) понимается как способность разделять свою радость с другими, радоваться за успехи любых других живых существ. Эти три первых качества нацелены прежде всего вовне, на другие живые существа. Последнее качество - упекха (санскр. упекша), которое переводиться как «спокойствие», «невозмутимость», понимается как способность принимать и достижения, и потери, похвалы и поругание с одинаковым спокойствием и хладнокровием - ничто не может вывести из себя последователя. Одновременно это и способность не разделять в своем восприятии окружающих на друзей и врагов, рассматривая все вокруг как абсолютно равных друг другу живых существ, не отдавая никому предпочтения и распространяя свою любовь и сострадание абсолютно на всех. 
Здесь можно видеть один из базовых принципов этики буддизма: все начинается исключительно с самовоспитания, с очищения самого себя, последователь не отвлекается на критическое восприятие внешнего мира, его несовершенства или на наблюдение за ошибками или помраченностью сознания других людей, ему важно прежде всего заняться самим собой. Последователь с загрязненным, возбужденным сознанием, даже если он очень захочет какому-то помочь, не сможет этого сделать из-за своего несовершенства. Поэтому буддистская практика начинается с определенной самоизоляции, концентрации на себе. Это этап «совершенствования себя». Но этот «эгоизм»  является лишь временным этапом, затем наступает этап «помощи другим». Таким образом особенно в махаянистской традиции буддизм из первоначально узкого отшельнического учения превращается в концепцию взаимопомощи через индивидуальное совершенствования.  

Умей сострадать

  Центральной место среди четырех состоянии сознания начинает занимать каруна как важнейший этический принцип поведения последователя, определяющий все его поступки по отношению к миру и всем живым существам в нем. 
Каруна - одно из двух важнейших качества, наряду с высшей мудростью (праджня), которое и отличает истинного бодхисатву. Готовность сострадать другим и помогать спасать людей порой даже ценой собственной жизни, превращается в императив мышление и поведения, а многочисленные истории рассказывают как в разных перерождениях Будда Гаутама жертвовал собой ради других. Например, будучи в одном из перерождений кроликом и видя, как изголодавшийся путник сидит у костра, не имея даже пищи, чтобы ее приготовить, Будда бросился в огонь и в прямом смысле поджарил себя. 
Среди последователей Махаяны сострадание стало первейшим добродетельным принципом, который способен привести человека на путь бодхисатвы. По сути все действия человека могут быть сведены к состраданию, к искреннему стремлению помочь всем живым существам. Более того, вся деятельность бодхисатвы сведена именно к реализации собственного сострадания - бодхисатва достигает «величайшего сострадания» (маха-каруна), которое не сравнимо ни с одним чувством обыденного мира. При этом каруна выступает как абсолютное и в известной степени «безадресное» чувство, так как направлено на всех людей сразу. 
5.2.jpgСострадание называют«единственным корнем к всеобщему знанию». Это способность преодолеть замкнутость лишь на личном совершенствовании (как у архата) и стремление вынести свои добродетели другим, через свои достижения и чистоту сознания помогать и спасать других.
Сострадание по разному может трактоваться в буддийских школах, но в любом случае - это способность человека сопереживать с болью и страданиями других, когда «твое сердце откликается на боль другого». Но это не просто сопереживание, а деятельное сострадание, когда буддист или бодхисатва за счет своих внутренних качеств, в том числе и благодаря чистому и спокойному сознанию способны помочь другим людям. И в этом смысле сострадание является одним их видов интенции или мысленного посыла человека (читта) - он действительно способно преобразовывать мир.
Агрессия людей, их ненависть и недружелюбие объясняются прежде всего тем, что что на их долю выпали значительно большие несчастья, чем другим, или человек просто не способен или не знает, как с этим справится. Его сознания полностью «находится в путах» собственных переживаний и иллюзий относительно мира (такая позиция весьма близка к идеям современного психоанализа). Ведь человек в спокойном и чистом состоянии сознания, человек по-настоящему довольный этой жизнью вряд ли будет нападать на другим. А поэтому правильная реакция буддиста на такого рода агрессивное поведение - отнестись к человеку с состраданием, понять глубинный посыл этой агрессии. Это связано и с принципом ахимсы - тотального ненасилия по отношению к миру. Такого рода сострадание, как учил Будда Гаутама, «разрушает и устраняет боль других людей… оно дает приют и принимает тех, кто находиться в беде»
5.1.jpgВ Китае  и Японии воплощением милосердия и сострадания стала бодхисатва Гуаньинь  (观音) или в другой транскрипции Гуаньшиинь(观世音, которая является восточноазиатским воплощением индийского бодхисатвы Авалокитешвары. Образ Авалокитешвары можно также встретить и в буддизме ваджраяны, этот бодхисатва  помогает людям избавиться от страданий и агрессии. В Китае Гуаньинь всегда изображалась именно в виде женского божества, в то время как ее индийский прообраз Авалокитешвара представлялся в мужском обличии. Но если в индийской традиции Авалокитешвара не занимал центрального места, то в Китае в ряде случаев она почиталась значительно больше, чем сам Будда. Это связано именно с особым сострадательным характером  бодхисатвы - качеством, столь необходимым людям в повседневной жизни. В китайском буддизме Гуаньинь считается одной из четырех главных бодхисатв (пуса 菩萨), а центральным местом, где ежегодно проходят празднования в честь  бодхисатвы, стали горы Путошань в провинции Чжэцзян.
Существует несколько канонических видов Гуаньин, и одно из самых популярных изображение «тысячерукой Гуаньъин» (на самом деле на изображениях присутствует лишь 18 рук по числу буддийских архатов) - столько рук нужно бодхисатве, чтобы успеть помочь всем живым существам. Другой тип изображения - Авалокитешвара «великого сострадания с одиннадцатью головами» и также множеством рук, причем на каждой руке существуют еще и глаза, чтобы ничто не ускользнуло от взора помощи бодхисатвы.


Назад в раздел

Полезные ссылки
Духовные традиции
Буддийская традиция
Мацзу
Шаолиньское искусство и этика буддизма. Вступление
Конфуцианская традиция
Конфуций
Мэн-цзы
Самовоспитание
Сиванму ню сю чжэньту шицзе
Сунь Сымяо
Сообщение для ФШБИ

Авторизация