Шаолиньское искусство и этика буддизма. Беседа шестая

Беседа 6.
Умение щедро дарить и с благодарностью принимать

Накопление благодатной кармы является одним из важнейших аспектов повседневной жизни буддистов - далеко не все они разбираются в тонкостях буддийской логики и философии, и их повседневный опыт базируется именно на свершении «кармических дел». Все поступки и мысли делятся на «добродетельные заслуги» (санскр. пунья, пали пунна кит. гун 功 или гундэ 功德) и негативные или разрушительные поступки (папа, кит. го 过). Обычный человек в своих мыслях и делах совершает оба типа поступков, поэтому образуется некое динамическое равновесие между «заслугами и ошибками» ( кит. гунго 功过), а задача последователя или буддийского наставника сделать «перевес» в сторону именно добродетельных поступков»
Каким образом можно получить «заслуги»? Практически каждый человек стремится совершать добрые дела, но далеко не всегда люди знают, на какие поступки следует прежде всего обращать внимание. И хотя существуют некоторые базовые указания и советы, в целом здесь существует множество путей, например, для мирянина самый простой способ - это помогать буддийской общине, например, давать монахам еду, одежды, какие-то подношения. 
Таким образом важнейшим принципом буддийской этики является совершение «дарения», «поднесение даров», «щедрость» - дана (кит. буши 布施). Дана рассматривается как первое «совершенство» (парамита), которое приводит человека па путь бодхисатвы.
5.4.jpg«Щедрость» может быть разной - здесь главное не сам поступок, но искренность его совершения. Это может быть готовность помочь монастырю или своей общине вести хозяйственные работы, в других случаях - давать денежные подношения, лечить больных, править одежду. Человек, который не имеет возможности поддерживать свою общину финансовыми средствами, может помогать учителю в его деятельности, производить ремонт построек или просто подметать двор обители  В любом случае «заслуги» прежде всего выступают в виде «дарения» своего свободного времени, усилий или средств другим людям. Дана - важнейшая этическая категория в поведении буддиста, и это дарение может быть произведено в любой форме - и как материальное подношение, и как помощь, и как поддержка своего учителя, ученика или просто прохожего.
При этом дана - не просто помощь другим людям,  это к тому же и особая духовная практика воспитания в себе бескорыстия и милосердия. Самое простое - это дарение пищи, одежды и любых материальных средств всем, кто в этом нуждается, в том числе монахам, больным, а сегодня - учебным заведениям, больницам, домам престарелых. 
В более глубоком смысле - это «дарение знания» (видья дана): альтруистическое обучение последователя, открытие перед ним своего сердца, передача традиции, даже без уверенности в том, что последователь может все это воспринять в полной мере. Есть множество разновидностей такого «дарения знания», при этом сам по себе этот «дар» передается не только в  виде прямой проповеди, но часто в виде  короткого совета, наставления, простой житейской беседы с мирянином (естественно, важно, чтобы и сам «даритель» был подготовлен и образован в мудрости). Буддийские наставники шаолиньского ушу бесплатно и бескорыстно обучали учеников, а также лечили больных, что приходили в монастырь - это также один из видов дана. 
Другим видом «дарения» является бескорыстное оказание медицинской помощи и лечение больных (аушадха дана). Можно также избавить человека от его страхов (абхая дана), внушить ему уверенность в своих силах.

Вообще же, именно на этой триаде «дарение - добродетельное поведение - духовная практика» (дана - шила - бхавана) и базируется все буддийское воспитание, получение заслуг и в конечном счете хорошей кармы. Любой человек, прежде всего, мирянин (упаска) должен обращать внимание на семь основных дел. Это может быть одобрение других и подчеркивание их заслуг; подношения, молитвы и дарения; вовлечение других в осуществление добрых дел; быть благодарными другим за совершение добрых дел, внимать учению Дхармы; наставлять других в учении; укреплять других в их взглядах идти по буддийскому пути и постигать учение. Примечательно, что из-за того, что в традиционном буддизме отсутствует прозелитская направленность, то есть обращение новых последователей в буддизм не является важнейшей задачей, то в списке «заслуг» выше всего ценится все то, что связано с понятием «дана» (дара), подношения, помощь и т.д.

6.2.jpgКаждый подобный акт, каждый шаг ведет последователя к достижению духовного освобождения и постижению сути мира. Причем такое дарение должно быть искренним, и ни в коем случае не базироваться лишь на стремление получить в ответ «добрую карму» - это не обмен, а именно дарение. Ничего не стоит ждать взамен, не следует сожалеет о потраченном времени или имуществе, - тогда это будет настоящее дарение. Некоторые буддисты в Китае и Японии носили даже специальные записные книжки, где фиксировали все свои добрые дела, даже всегда иметь возможность «отчитаться» перед небесными стражами. Однако такое «крючкотворство» не приветствуется в буддизме и даже резко осуждается многими школами. 
Именно в необходимости абсолютного бескорыстия и заключается настоящее дарение, в противном случае - это не более, чем имитация добродетели. Именно в этом суть знаменитого диалога, который состоялся между правителем царства Лян У-ди и первым патриархом Чань Бодхидхармой (VI в.). Правитель жертвовал много денег на строительство храмов, поддерживал монахов и способствовали переписыванию сутр. и считал себя глубоким последователе буддизма Поэтому они спросил у странствующего Бодхидхармы: «Каковы мои заслуги и добродетели?». Бодхидхармы ответил ему: «На самом деле нет ни заслуг, ни добродетелей». Шестой патриарх Чань Хуэйнэн дает такую трактовку этому эпизоду: «Сердце У-ди было погружено в ложные представления, а правильное учение не известно ему. Строить монастыри, помогать монахам, подавать милостыню и питаться лишь постным, — все это зовется «стремлением к счастью», а счастье не может считаться заслугой или добродетелью. Заслуги и добродетели можно прозреть лишь изнутри собственного очищенного сознания, и их нельзя достичь ни подачей милостыни, ни молитвами — вот в чем заключено различие между «счастьем и добродетелью» и «заслугами и добродетелями». 
6.3.jpg
Для посвященного монаха и буддиста-мирянина «заслуги и добродетели», конечно же, измеряются по-разному. Если для мирянина действительно вполне достаточно оказывать помощь и поддержку другим людям, то монах должен быть устремлен глубже - прежде внутрь самого себя. Любые добродетельные поступки он может перечеркнуть замутненностью своего сознания, ведь важно не только что делать, но и кто делает. Не случайно Хуэйнэн наставляет именно монахов: "Когда между вашими благодатными намерениями нет даже промежутка — вот истинная заслуга, когда сердце пребывает в равновесии — вот это и есть истинная добродетель».

Заслуги можно передавать другим людям, чтобы помочь им и поддержать. Например, монахи Тхеравады, молящиеся на мирян, по сути передают им свои заслуги. Буддисты направления Махаяны также могут своими наставлениями или просто своим видом передать часть своих заслуг, поэтому в буддизме махаяны, например, в школах Чань  крайней важным считается «передача учения через свой пример». Заслуги можно передать даже умершим, особенно тем, кто совершал много дурного при жизни - это также особый вид милосердия в буддизме, дабы уменьшить их страдания. Например, «Махаяна-сутра бодхисатвы Кситигарбхи» утверждает, что последователь может передать седьмую часть своих заслуг умершему человеку.  
6.1.jpgСчитается, что буддийский наставник, видя даже очень агрессивного и несовершенного человека, может своим намерением, словом или действием передать ему часть своих добродетелей и тем самым помочь не только ему, но и всем, кто может подвергнутся агрессии этого человека. Поэтому буддийский наставник не может отказать в проповеди и помощи тому, кто в этом нуждается - это также один из видов бескорыстного дарения. 

Современное общество воспитывает нередко откровенное потребительство, где нет места искреннему «дарению» и где все измеряется деньгами. Ученик приходит в школу ушу, ожидая, что ему дадут все, но сам не готов ничего принести в дар. Он готов требовать, но не готов жертвовать - он пришел из «мира», а ему придется обучаться в школе или клубе, которые унаследовали часть традиций сангхи. Ученик не обязательно должен платить деньги, но он должен что-то давать: помогать инструкторам и наставникам, поддерживать школу, участвовать в подготовке мероприятий. А затем однажды - самому начать преподавать, то есть передавать то, что сам получил. Это и есть дана последователя шаолиньского искусства


Назад в раздел

Полезные ссылки
Духовные традиции
Буддийская традиция
Мацзу
Шаолиньское искусство и этика буддизма. Вступление
Конфуцианская традиция
Конфуций
Мэн-цзы
Самовоспитание
Сиванму ню сю чжэньту шицзе
Сунь Сымяо
Сообщение для ФШБИ

Авторизация