Конфуций

«ЛУНЬ ЮЙ». «БЕСЕДЫ И СУЖДЕНИЯ».

Конфуций 

«Лунь юй» («Суждения и беседы») великого китайского наставника Конфуция (551-479 до н.э.) были составлены его учениками. Этот трактат отражает содержание мистической мысли Китая VII-IV вв. до н.э. и содержит различные тайные посвятительные формулы. Смысл многих из них до конца не разгадан и может быть непонятен без специальной подготовки. 
В XI-XIII вв. к трактату Конфуция были составлены обширные комментарии, в результате чего Конфуций стал пониматься как догматический философ, а не как посвященный мистик. Именно таким философом Конфуций выступает и в современной научной литературе. Однако все это - уже более поздние привнесения. Нам же важно заглянуть в глубинную суть его учения. 
Конфуций происходил из обедневшей аристократической семьи, получил воспитание в качестве священнослужителя и очевидно прошел все необходимее посвящения. Его приглашали на ритуалы изгнания духов, моления Небу, на церемониалы встречи правителей царств. Однако Конфуций в отличие от многих предыдущих мистических учителей решает вынести свои тайные знания на люди. Он открыто проповедует мистическую мудрость, создает первую общедоступную школу и, самое главное, пытается при помощи мистического Знания прекратить споры между многочисленными царствами. 
Это считается грубым нарушением традиции тайности. И Конфуций был отвергнут многими носителями тайной традиции, стал изгоем в мире истинного тайного знания. И это - пример всем последующим поколениям, что тайное знание нельзя открывать публично. Одновременно его не принимали правители многих царств, хотя Конфуций очень стремился получить государственную должность. Правителям царств его требования казались слишком строгими и устаревшими. Конфуция покинули многие ученики, а те, кто остались подле него, оказались нерадивы и ленивы. Пример Конфуция - посвященного мудреца, решившего открыть тайны - назидание всем последующим носителям мистической традиции. 
В основе мистического учения Конфуция лежит понятие «ли» - Правила или Ритуал. Это - особые формы поведения, речей, мысли и устремлений, которые приводят человека в постоянное соприкосновение со священными небесными силами. Тогда человек достигает состояния «цзюньцзы» - «благородного мужа», по сути - посвященного мага. В противоположность ему обычные люди («мелкие люди») лишь вовлечены в мирские заботы и не могут вступить в связь с высшими силами. 
Всего трактат состоит из 20 глав. Здесь они даны не в традиционной последовательности, а разбиты по тематическому принципу для облегчения понимания заложенной в них тайны. 

Подробное изложение жизни Конфуция и тайной сути его учения, а также полный перевод его трактата см.: 
1. Маслов А.А. Тайный код Конфуция. Что пытался передать великий учитель? Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 
2. Переломов Л.С. Конфуций. Лунь юй. Москва: Восточная литература, 1998 


Краткая выборка:


Облик Учителя VII, 4 
Когда Учителя не одолевали дела, он был спокойным, радостным и без­мятежным. 

Путь учителя I, 16 
Учитель сказал: - Не печалься, что люди не знают тебя. Печалься, что сам не знаешь людей. 

Обучение, кого обучать VII, 7 
Учитель сказал: - Даже если кто-то принесет мне лишь связку сушеного мяса, я никогда ему не откажу в обучении. 

Благородный муж I, 8 
Учитель сказал: - Если благородный муж не солиден видом, он не будет пользоваться авторитетом, и его ученость тогда не прочна. Он стремится к верности и искренности; не дружит с теми, кто ему не ровня и не боится исправлять ошибки. 

Ученики и школа XI, 9 
Учитель сказал: - Я проговорил с Хуэем целый день, а он, подобно глупцу, ни разу не возразил мне. Но когда он ушел, я, озирая его жизненный путь, убедился, что Хуэй отнюдь не глупец. 
Хуэй - Янь Хуэй, один из самых способных учеников.

Духи, молитвы и предсказания II, 24 
Учитель сказал: - Приносить жертвы духам не своих предков - лесть. Бездействовать, когда следует исполнить долг - трусость. 

Человеколюбие III, 3 
Учитель сказал: - Человек - и не обладает человеколюбием! Разве может быть он постичь суть Ритуала? Человек - и не обладает без человеколюбием! Разве он способен постичь музыку? 

Искусство управления государством I, 5 
Учитель сказал: - При управлении государством, что способно выставить тысячу боевых колес­ниц, сохраняй благоговейную сосредоточенность и добивайся доверия народа. Будь экономен в расходах и жалей людей. Используй народ в надлежа­щую пору. 

Служит ли мудрец правителю? III, 19 
Дин-гун спросил: - Скажите, как правитель должен использовать сановников и как сановники должны служить правителю? 
Конфуций ответил: - Правитель использует сановников, руководствуясь Правилами. Сановники же служат правителю, руководствуясь чувством преданности. 
Дин-гун -правитель царства Лу, где жил Конфуций (прав. с 509 по 495 г. до н.э.)

Осуждаю нерадивых III, 26 
Учитель сказал: - Как я должен относиться к тем, кто, пребывая наверху, лишен великоду­шия, при исполнении Правил непочтителен, и на похоронах не скорбит? 

Музыка, что приводит Поднебесную в гармонию III, 23 
Учитель так говорил Старшему наставнику из царства Лу о музыке: - Музыка - ее необходимо знать! Сначала настраивают инструменты, добиваясь слитности пяти тонов, затем приводят звуки в гармонию, делают их ясными тягучими. И так до конца произведения. 

Ритуалы и Правила I, 9 
Цзэн-цзы сказал: - Если будем тщательно соблюдать все траурные церемонии, связанные с похоронами родителей, и должным образом чтить память предков, то добродетели народа будут возрастать. 

Сыновья почтительность I.11 
Учитель сказал: - Пока отец жив, наблюдай за ним; когда отец умрет, озирай его жизнь. И если в течение трех лет ты не собьешься с пути-Дао отца, то лишь после этого тебя можно назвать воистину обладающим сыновней почтительностью. 

Совершенствуй себя I, 7 
Цзы Ся сказал: - Если кто-то в отношениях с женой ценит ее добродетели и не придает большого внимания ее прелестям, то он исчерпывает все свои силы, служа родителям. Он не щадит своей жизни, служа правителю. Он прям в отношениях с друзьями. И пускай скажут о таком, что он не обладает ученостью, я непременно назову его образованным. 
Цзы Ся (Бу Шан) - ученик Конфуция.

Служение людям VI, 4 
Как-то Юань Сы был назначен при Конфуции управляющим. Конфуций пожаловал ему 900 мер зерна, то тот отказался. Учи­тель сказал: - Не стоит отказываться. Если тебе этого много, возьми и раздай соседям, живущим с тобою в одном хуторе, деревне, селе или волости. 
Юань-сы (Юань Сянь)- ученик Конфуция по имени Сянь, который служил управляющим делами при Конфуции, когда тот занимал чиновничий пост в царстве Лу.

Воспитывать самого себя XIV, 33 
Учитель сказал: - Добрый скакун славится не силой, а норовом. 

Отвергнутый и гонимый VII, 5 
Учитель сказал: - О, как я опустился! Уже давно не вижу во сне Чжоу-гуна. 
Чжоу-гун - сын чжоуского Вэнь-вана (XI в. до н.э.), один из наиболее чтимых Кон­фуцием правителей древности, основатель царства Лу. Здесь Конфуций говорит по сути о своем «отпадении» от мира духов из-за постоянной сует мирских дел.

Назад в раздел

Полезные ссылки
Духовные традиции
Буддийская традиция
Мацзу
Шаолиньское искусство и этика буддизма. Вступление
Конфуцианская традиция
Конфуций
Мэн-цзы
Самовоспитание
Сиванму ню сю чжэньту шицзе
Сунь Сымяо
Сообщение для ФШБИ

Авторизация