Исторический Конфуций

Почему принятое понимание философии Конфуция мало соответствует тому, чему он учил? Какое образование получил Конфуций и кем были его учителя? За что Конфуций был преследуем? На эти и другие вопросы отвечает доктор исторических наук Алексей Маслов.

Конфуций ушел от одного статуса и не пришел к другому. Он ушел от статуса священнослужителя, мистика, но не пришел к статусу государственного деятеля. Известно, что Конфуций, по сути дела, лишь один раз занимал государственную должность, которую мы сегодня можем озаглавить как секретарь уезда, и, скорее всего, он был очень неудачным администратором. Более того, на этой должности он казнил человека, чиновника Шао-чжэнь Мао — казнил его, по сути дела, за то, что этот Шао-чжэнь Мао неправильно, неточно в своем письме обратился к правителю. И то, что этот великий гуманист, Конфуций, казнит человека, долгое время в китайской историографии считалось подделкой: Конфуций не мог этого сделать. А на самом деле он, скорее всего, это сделал, потому что для Конфуция человек — это не физическое существо, а набор свойств — свойств прежде всего духовных и свойств политико-моральных.

Сам по себе Конфуций ничего не писал, его труд «Лунь юй» — это, по сути дела, записи его учеников, дословно он переводится как «Беседы и суждения» и был сделан, вероятно, в разные периоды, разными учениками и по разным поводам. Сам по себе «Лунь юй» представляет собой сложно скомпилированный труд во много глав, и очевидно, что они компилировались по случаю, то есть методичного составителя, скорее всего, не было. Как ни странно, в этом есть очень хорошая основа, потому что тогда мы понимаем, что это разрозненные записи, которые составлялись учениками без понимания того, как в дальнейшем будут смотреть на Конфуция. То есть это отражает в известной степени того живого человека, который страдал, был, на мой взгляд, по жизни неудачником, но при этом очень мудрым человеком. И, с одной стороны, у нас есть реальный Конфуций, а с другой — есть Конфуций как абсолютно мифологическая фигура.

Конфуций старался поставить многие мистические культы, которые были в эпоху, когда он жил, на службу политике. Это была, на мой взгляд, абсолютно утопическая идея, и именно поэтому он не был принят ни теми учителями, от которых он ушел, ни теми правителями, к которым он стремился. Известно как минимум два или три случая, которые описываются в труде «Лунь юй», когда ученики Конфуция рассказывают прохожим, к чьей школе они принадлежат. И один раз это случается с неким, как сказано в трактате, безумцем, который стоит на дороге. Если мы посмотрим на сам термин «безумство», это скорее обозначение одного из мистических шаманов или медиумов, которых называли безумцами, но, скорее всего, это не соответствует их сознательному статусу, а соответствует их статусу как шаманов. И этот безумец говорит, что «вы не тому учителю служите», он говорит, что Конфуций изменил традиции. В другом случае Конфуций едет на колеснице, другой безумец из южного царства Чу обращается к нему: «О, феникс, феникс, как упала твоя благодать»."

20 октября 2015



Возврат к списку

Полезные ссылки
Духовные традиции
Буддийская традиция
Мацзу
Шаолиньское искусство и этика буддизма. Вступление
Конфуцианская традиция
Конфуций
Мэн-цзы
Самовоспитание
Сиванму ню сю чжэньту шицзе
Сунь Сымяо
Сообщение для ФШБИ

Авторизация