Вопрос 20

Нестяжательство и реальная жизнь: могут ли мастера ушу брать плату за обучение?

Ответ:

Есть разные наставники и разные традиции. В шаолиньском ушу, которое традиционно базировалось на буддийском принципе нестяжания, вопрос решался очень просто: мы не преподаем "ушу", а передаем "искусство", и это часть общей духовной традиции. За которую деньги брать, конечно же, нельзя. Это духовное знание и передается как дар (санскр. дана, кит 怛那) . Если ты обучался бесплатно, то и сам должен дальше передавать это как дар.
Вот такое сложное обязательство: если хочешь, чтобы тебе передавали традицию, придется смириться с тем, что "перепродавать" ее уже будет нельзя.
Другие школы могут относиться к тому лояльнее, а современные китайские, да и западные преподаватели ушу с радостью ездят по всему миру и проводят семинары по ушу для любой группы, что им заплатит. Но мы же говорим о том, "как надо", а не про человеческую склонность к стяжательству и гордыне.
Ничто не разрушает так дух человека, как товарного-денежные отношения, при этом свою карму портит и тот, кто продает духовные знания, и тот, кто покупает. Но если второй может не разбираться в этих тонкостях, то первый несет полную ответственность.
В монастырских общинах никто никому не платит. Монах не может брать деньги за обучение (в крайнем случае, дар может передаваться общине). Таково правило, пришедшее из буддизма (кому интересно, пусть изучит дискуссию на втором буддийском соборе в 383 г. до н.э., где было четко определено, что преподавать за деньги, "золото и серебро" нельзя).
Ну, естественно, далеко не все в этом мире монахи (и это прекрасно!), да и мир серьезно изменился. Как же поступать тем, кто преподает ушу, но при этом следует традиции?
Если честно, то выход один: хотите сделать из этого профессию и бизнес - честно откажитесь от игр в "духовные проповеди" и рассказы о "тайнах Неба и земли". Вы не наставник, а просто "инструктор". Это неплохо, а иногда даже полезно. Просто никого не обманывайте. Тонкое лукавство хуже прямой грубости, а самообман - хуже обмана.
Хуже, если вы действительно обучались у настоящих мастеров: перепродажа их знаний - это предательство их памяти. Найдите себе другое занятие.
А разве в Китае ученики не платят учителю в традиционных школах?
В Китае то, что платят ученики, называется не «взносы», не «оплата за занятия», не «абонемент», а «баочоу 报酬» - взаимообразное вознаграждение или благодарность учителю за передачу знания. Это «баочоу» может вносить только ученик-туди 徒弟 своему шифу 师傅. Дословный перевод «баочоу» - «потчевать в качестве благодарности» - то есть раньше ученики просто кормили учителя, а иногда и его семью. Шифу не может принимать никакого вознаграждение от тех, кто не является его прямыми и признанными учениками. То есть не может провести платный открытой семинар "для всех" Да и «баочоу» он принимает «для поддержания своего физического тела» (а сегодня еще, например, как оплату за аренду зала и др.). Если есть возможность отказаться от «баочоу» - нужно отказываться, но, конечно же, ситуация у каждого своя.
От «внешних» людей можно принимать средства только на школу, храм и т.д. Не случайно, когда буддийские монахи собирали милостыню, они были в соломенных шапках-корзинах на головах, чтоы не было видно их лиц: тогда подающий дает не конкретному человеку, а школе или монастырю вообще.
Выводы здесь очень просты.
- Если вы встретите человека в желтых одеждах, который предлагает провести обучение за деньги, то скорее всего никакого отношения к чистой духовной традиции он не имеет и не является мастером (при этом не исключено, что может рассказать дельные вещи). Поэтому спокойно проходите мимо "семинаров от истинных шаолиньских монахов", если за это кто-то собирается взимать с вас оплату.
- Если хотите постичь что-то по-настояшему глубокое в шаолиньской традиции, то придется сразу отказаться от идеи, как "капитализировать" это. И даже если вам придётся умирать от голода и долгов, вы не сможете перепродать свои знания.
- На изучении традиции ушу можно сильно разбогатеть. Но исключительно духовно.
Но ведь это же не самая большая трудность на духовном пути-Дао?

6.08.2016 Маслов А.А.


Назад в раздел

Полезные ссылки
Духовные традиции
Буддийская традиция
Мацзу
Шаолиньское искусство и этика буддизма. Вступление
Конфуцианская традиция
Конфуций
Мэн-цзы
Самовоспитание
Сиванму ню сю чжэньту шицзе
Сунь Сымяо
Сообщение для ФШБИ

Авторизация