Нестяжательство и реальная жизнь: могут ли мастера ушу брать плату за обучение?

Есть разные наставники и разные традиции. В шаолиньском ушу, которое традиционно базировалось на буддийском принципе нестяжания, вопрос решался очень просто: мы не преподаем "ушу", а передаем "искусство", и это часть общей духовной традиции. За которую деньги брать, конечно же, нельзя. Это духовное знание и передается как дар (санскр. дана, кит 怛那) . Если ты обучался бесплатно, то и сам должен дальше передавать это как дар.

Вот такое сложное обязательство: если хочешь, чтобы тебе передавали традицию, придется смириться с тем, что "перепродавать" ее уже будет нельзя.
Другие школы могут относиться к тому лояльнее, а современные китайские, да и западные преподаватели ушу с радостью ездят по всему миру и проводят семинары по ушу для любой группы, что им заплатит. Но мы же говорим о том, "как надо", а не про человеческую склонность к стяжательству и гордыне.
Ничто не разрушает так дух человека, как товарного-денежные отношения, при этом свою карму портит и тот, кто продает духовные знания, и тот, кто покупает. Но если второй может не разбираться в этих тонкостях, то первый несет полную ответственность.
В монастырских общинах никто никому не платит. Монах не может брать деньги за обучение (в крайнем случае, дар может передаваться общине). Таково правило, пришедшее из буддизма (кому интересно, пусть изучит дискуссию на втором буддийском соборе в 383 г. до н.э., где было четко определено, что преподавать за деньги, "золото и серебро" нельзя).
Ну, естественно, далеко не все в этом мире монахи (и это прекрасно!), да и мир серьезно изменился. Как же поступать тем, кто преподает ушу, но при этом следует традиции?...

Читать ответ полностью в разделе Вопросы и ответы

28 ноября 2016



Возврат к списку

Полезные ссылки
Духовные традиции
Буддийская традиция
Мацзу
Шаолиньское искусство и этика буддизма. Вступление
Конфуцианская традиция
Конфуций
Мэн-цзы
Самовоспитание
Сиванму ню сю чжэньту шицзе
Сунь Сымяо
Сообщение для ФШБИ

Авторизация