Общие вопросы об ушу

На сайте инструктор говорит, что он имеет множество дипломов и лицензий, проходил различные семинары, состоит во множестве федераций. Можно ли у него заниматься?

В сущности, наличие или отсутствие каких-то лицензий ни о чем не говорит. В Китае и Тибете можно встретить немало мастеров, у которых, конечно же, никаких "лицензий" нет, при этом они не перестают быть великими наставниками. Вопрос в другом: сам такой наставник не может взяться ниоткуда. Он сам должен у кого-то обучаться, причем у человека, который сам получил традицию и прошел посвящение. Обычно сами мастера никогда не скрывают имен своих наставников, что как бы подтверждает их статус. А вот человек, который просто побывал на каких-то семинарах по спортивному ушу или разок съездил в Китай, никогда не сможет считаться наставником по китайским канонам, какие бы он документы ни демонстрировал. В любом случае, "за глаза", не видя человека о таких вещах говорить сложно. В любом случае лучше ничем не заниматься, чем испортить себя у плохого тренера. Первый вопрос, который должен задаваться любому наставнику: у кого вы сами обучались? Наличие различных документов, конечно, не повредит, но это - всего лишь приятное дополнение. Быть членом любой федерации - в целом полезно, но в том случае, если Федерация представляет собой действительно братство людей, идущих по пути боевых искусств, а не просто формальную организацию, проводящую лишь соревнования или штампующую всякого рода "будо-паспорта".
Разве "ударные" виды боевых искусств, например, тай-бокс, кик-боксинг и другие не эффективнее, чем ушу?

Прежде всего, если сравнивать все эти виды боевых искусств с "гимнастикой ушу" или с любым видом спортивного ушу, конечно же, в боевом плане они эффективнее. Ведь спортивное ушу не имеет к боевой практике никакого отношения и является просто красивой гимнастикой. Мы же занимаемся традиционным ушу (кунфу) в его полном виде. А оно по эффективности может быть куда сильнее, чем другие виды боевых искусств. Просто им надо овладеть в полной мере и постичь целый ряд секретов, которых нет в других видах боевых искусств. Истинное ушу (кунфу) - до сих пор тайная традиция. И эта тайна заключена не в том, как выполнять комплекс или наносить удар, а в том, как перестраивать сознание, как строить свое мышление, какие методы тренировки для этого использовать. Тай-бокс - действительно хорошая и эффективная система. Надо просто понимать, что разные типы боевых искусств могут быть предназначены для разных людей - с разным интеллектуальным и духовным уровнем, с разными устремлениями. Если человек хочет быстро и эффективно научиться вести бой, но при этом не имеет никаких духовных устремлений - и бокс, и тай-бокс, и кик-боксинг здесь могут помочь в первую очередь. Кунфу - значительно более сложная вещь, требующая значительно больше терпения и настойчивости. К тому же все другие системы так или иначе воплощаются в соревнованиях, а следовательно даже в тай-боксе, саньда, кик-боксинге есть свои ограничения. А вот традиционное ушу в боевом смысле никаких ограничений не имеет. Но, как следствие, подготовка занимает значительно больше времени, а отбор учеников - значительно более тщательный.
"Искусство контактного поединка" - что это такое? Впервые мне представилась возможность задать такой вопрос непосредственно монаху монастыря в 1999г. Ответ, который я получил следующий: монах сказал, что он в монастыре уже восемь лет обучается кунфу, причём в той части послушничества, которая практикует боевые искусства. Уровень его мастерства можно было оценить в его показательных выступлениях. Так вот он ещё в контактных спаррингах участия не принимал, говорил, что Настоятель ещё не разрешает." Неужели это - правда?

С "контактным поединком" не все так просто. Традиционно в Шаолине такие поединки проводились - об этом свидетельствуют и хроники 17-19 вв. и даже настенные изображения. Однако они не были полностью контактными, равно как и сейчас существуют особые правила таких поединков. Следует все же учитывать, что шаолиньская техника позволяет, хотим мы того или нет, нанести колоссальный вред человеку за пару движений. Никакого поединка в этом случае быть просто не может. Поэтому когда монах говорит, что "настоятель не разрешает", это может быть и правда. Скорее всего речь идет о старом настоятеле Шаолиньсы великом монахе Ши Суси. Нынешний настоятель Ши Юнсинь - уже человек другой эпохи и других устремлений в жизни. И естественно, в традиционных школах шаолиньцюань никакого отдельного обучения контактным поединкам быть не может. Все это вплетено в сложный комплекс общей подготовки, включающий и духовную практику, и боевые искусства, и внутреннее искусство и т.д. Просто сегодня нередко под маркой шаолиньцюань преподают просто отдельно какие-то комплексы и контактные поединки саньда из современного ушу. Само по себе это может быть и неплохо, но никакого отношения к традициям Шаолиньсы не имеет.
Недавно в сети появилась реклама "Центра изучения традиционного боевого искусства Шаолиньского монастыря" http://shaolin.edinenie.ru Хотелось бы узнать какое отношение этот "Центр" имеет к традиции Шаолиня.

Центр изучения традиционного боевого искусства монастыря Шаолинь" - один из клубов, который занимается шаолиньцюань. Он не входит в Международную Федерацию шаолиньского ушу (кунфу), хотя само по себе это не свидетельствует ни о чем плохом. Вообще по России много самых разных отдельных клубов шаолиньцюань - и качественных, и откровенно профанаторских, и откровенно коммерческих и т.д. Сама Международная Федерация была создана для того, чтобы поддерживать не только само содержание стиля, сколько сохранять традицию его преподавания и отношения между людьми внутри этой традиции. Сегодня ситуация вокруг Шаолиньсы серьезно изменилась и, к сожалению, не в лучшую строну. В связи с массовой рекламой со стороны властей, бесконтрольной выдачей всяческих дипломов и "монашеских званий" практически все традиционные шаолиньские наставники покинули монастырь. Тем не менее Шаолиньская традиция жива, и обет тайны шаолиньского искусства соблюдается по-прежнему. Строго говоря, правила Шаолиньской традиции не предусматривают никакой саморекламы, массовых семинаров, "ускоренных аттестаций", "обучения по переписке и видеофильмам" и т.д. Естественно, если человек интересуется шаолиньским искусством, ему всегда помогут, покажут и объяснят. Но любая реклама, тем более агрессивная реклама, связанная с коммерцией и платными семинарами, считается серьезным отступлением от самого духа шаолиньского братства.
Является ли тайцзицюань традиционной дисциплиной, изучаемой в Шаолине.

Разумеется, тайцзицюань не является "Шаолиньской дисциплиной", в Шаолине он не изучается, хотя не исключено, что современные инструктора для привлечения "клиентов" могут предлагать и тайцзицюань, и массу других стилей. Но, строго говоря, тайцзицюань имеет совсем иную логику тренировки, дисциплины тела и в целом другую традицию. Дело в том, что любой традиционный стиль абсолютно самодостаточен, если его изучать от начала и до конца. В этом смысле было бы бессмысленным комбинировать тайцзицюань с шаолиньцюань или, например, с багуачжан, хотя каждый стиль по отдельности весьма эффективен.
Я слышал, что занятия тайцзицюань или цигун благотворно влияют на весь организм, а в некоторых случаях даже лечатся болезни. Действительно ли это так?

Тайцзицюань и цигун действительно оказывают благотворное влияние на организм. Однако все же они не являются "таблеткой". Для того, чтобы при их помощи излечить какие-то болезни, надо использовать целый ряд дополнительных методов китайской медицины, в том числе траволечение, специальные массажи и т.д. А вот как метод поддержания здоровья тайцзицюань и цигун действительно очень эффективны. Но здесь обязательно нужно сочетать, по крайней мере, три фактора. Во-первых, необходим хороший наставник, который покажет все тонкости занятий (по книгам и фильмам это сделать невозможно). Во-вторых, правильное расписание занятий в соответствии с вашим общим расписанием дня. В-третьих, очень большое терпение и регулярность занятий.
Я только подхожу к изучению ушу, начал читать книги Вон Кью-Кита: Кунг-фу, Тайцзицюань, Цигун. Знаете ли вы этого учителя? Можете ли что-нибудь сказать про эти книги?

Насколько нам известно Вон Кью-кит не принадлежит к шаолиньской традиции, не получал посвящения и не обучался по прямой линии шаолиньской традиции. В самом Шаолиньском монастыре он не известен и не включен в списки посвященных Шаолиньских последователей. Он является популяризатором боевых искусств и в этом смысле выполняет положительную роль, пробуждая интерес людей к ушу. Но учиться по его книгам мы бы не рекомендовали — они очень далеки от того вида ушу, которое существует на самом деле в Китае. К тому же практически невозможно в равной степени знать и шаолиньцюань, и тайцзицюань, и разные виды цигун - для овладения каждым потребуется по десятку лет. По книгам лучше не учиться — все же они пишутся скорее для рассказа о боевых искусствах, нежели для обучения. Ничего и никогда не заменит живого учителя, который точно подберет вам ваш личный Путь в мире боевых искусств.
Существует ли стиль Кунлуньцюань?

Куньлунь является названием горной гряды на северо-западе Китая. В преданиях обычно фигурирует не горная гряда, а просто гора Куньлунь, на склонах которой селились бессметрные, маги, небожители и т.д. Там они располагались в соотвествии со своей "небесной иерархией", в частности, на верхних этажах обитают Желтый правитель Хуан-ди, Лао-цзы, богиня Сиванму и т.д. Упоминания о Куньлунь связаны в основном не с буддийской, а с даосской традицией, в частности, с практиками достижения бессмертия. В частности, такие рассказы стали известны еще с VI в. до н.э. Официально нигде отдельно взятого стиля Кунлуньцюань, который существовал бы в Китае, не упоминается. Он также не входит ни в какие шаолиньские анналы и не известен шалиньским наставникам. Это не значит, что стиля вообще не существует, поскольку в Китае есть масса мелких деревнских стилей. Однако ни один справочник, в том числе "Большой словарь Китайского ушу", "Энциклопедия Шаолиньского ушу" и т.д., а также носители традиции о нем никогда не слышали. Существует комплекс-таолу куньлуньцюань, который относится к южным китайским стилям (наньцюань). По легендам, этот комплекс возник почти 200 лет назад в провинции Хэнань и распространился на юг, вплоть до Гуандуна. Он включает многочисленные подцепы ногами, быстрые набегания с остановками, удары "лапой тигра" и т.д., и , прежде ввсего, обладает всеми характерными чертами именно южных стилей.
Существуют ли правила и проводятся ли соревнования по шуайцзяо и цзюэли?

Да, правила по шуайцзяо существуют, это собственно один из видов бросковой борьбы. Есть также Федерация шуайцзяо в КНР, однако по своей технике, разнообразию и подготовке шуайцзяо заметно уступает и самбо и дзюдо. Шуайцзяо имеет для нас смысл лишь в составе общего комплекса ушу. А цзюэли вообще-то после династий Тан-Сун (XII в.) в Китае не наблюдалась. Еще в начале 19 в. века были поединки по сянпу, но оно слилось с шуайцзяо, а в чистом виде оно перекочевало в Японию, превратившись в сумо (иероглифы те же).
Есть ли в Монголии монастыри Чань-Буддизма?

Нет, в Монголии чаньских монастырей нет. Монголия развивалась под воздействием совсем иной традиции -- буддизма ваджраяны (в обиходе известного как ламаизм или тибетсткий буддизм), который в свою очередь распадается на ряд школ. Чань-буддизм принадлежит к ветви махаяны, которая практиковалась первоначально в центральном и южном Китае (провинции Хэнань, Хунань, Шуандун, Цзянси) и т.д. Практика и ритуалы и священные тексты этих двух ветвей сильно различаются.
Кто такие архаты и алмазные стражи?

Архат (по китайски лохань или алохань, дословно "достойный") - человек, находящийся на четвертой, высшей ступени просветления. (Всего есть четыре ступени: те, кто вступил на путь или в поток: те, кто вернуться в этот мир еще один раз; те, кто больше не вернется и разорвал цепь рождений и смертей; и наконец, архаты) Обычно архатами называют прямых учеников Будды (тех, кто слушал его первую проповедь в Бенареском саду), а также тех, кто присоединился к нему позже и через Будду достиг просветления. Позже к архатам стали относить великих носителей Учения, в соответствии с разными традициями существуют 18, 125 или 250 архатов. Архаты находятся на очень высокой ступени просветления и духовного мастерства, даже Бодхидхарма не является архатом, он просто Великий учитель. Часть архатов считается боддисатвами. Махатамами в индуисткой традиции называют великих учителей (кит. даши), в буддизме они стоят ниже архатов (хотя, разумеется, архаты тоже являются Великими учителями), махатм великое множество. Алмазные стражники - не архаты и не махатмы. Это - духи, хранители буддийской веры, т.е. это - другая категория буддийского пантеона. Махатмой можно стать, можно стать и архатом, а алмазным стражником - нет.
Для чего создавались легенды об ушу?

Действительно, для китайцев очень важно, где и когда произошел их стиль, связан или не связан он с Шаолиньсы, был человек воином или не был. Для этого и создается легенда. Но какое дело нам до этого? Если стиль интересен, эффективен, если человек, который преподает его, порядочен и мудр - значит имеет смысл этим заниматься.
Практиковалось ли ушу в Южном Шаолиньсы?

Скорее всего, в 200-х км. от Гонконга находился южный Шаолиньсы в уезде Путянь. По китайским легендам, родившимся в конце 19 в. (т.е. совсем недавно) там монахи практиковали ушу. Ни по одному источнику не проходит ни одного факта занятий ушу. Это чистая легенда. Известно, что южный Шаолиньсы был филиалом Северного Шаолиньсы, но боевых искусств там не преподавали. Южный Шаолиньсы сгорел в конце 19 в.
Как китайцы понимают стили ушу "северные" и "южные"?

Страшная путаница в определениях: "аристократические северные стили" и "агрессивные южные". Мы не можем оперировать мифологическими понятиями "север-юг", созданными китайской культурой. Разделение на северные и южные стили - это не описание какой-то реально существующей ситуации, но типоформа культуры. Проще говоря, это то, как сами китайцы разделяли для своего сознания Китай. К реальному подразделению это не имеет никого отношения. Агрессивность, равно как и "аристократизм" стилей понятия относительные. Что-такое вообще "ушу". Это не боевой комплекс упражнений. Это социально-культурное явление, которое включает в себя традиционные методы духовного воспитания на основе ряда физических упражнений. Поэтому под "ушу" подпадают и методики боя, и ритуальные танцы (как в винчюнь), и релаксационные упражнения (как в тайцзинюань), и движенческий ритуал (как хунгар). Разумеется, мы можем трактовать в боевом плане любое движение тайцзицюань, но от этого стиль "боевым" не станет, поскольку исторически известно, что он зарождался как (цитирую дословно слова Ян Лучаня) "система сохранения здоровья на основе плавных неагрессивных движений". Это значит, что нам следует провести четкую черту между нашими иллюзиями о том, что такое ушу, и китайской реальностью ушу. Либо нам придется опираться на китайскую традицию, либо конструировать у себя ушу в голове из наших иллюзий. И то и другое, как ни странно, допустимо, но лучше эти вещи не смешивать и себя не обманывать. Вряд ли можно бы назвать "аристократическим" весьма напористый по своей форме стиль шаолиньцюань или сунцзянцюань (стиль Сун Цзяна) - оба они зародились в Хэнани. На юге существует стиль хуамэйцюань - плавный, мягкий, не "агрессивный". Вряд ли стоит мыслить стереотипами.
Относятся ли Сычуанские стили к "южным стилям"?

Сычуаньские стили не являются южными, т.к. провинция Сычуань находится не на юге, а, строго говоря, в центре Китая. К южным стилям мы относим стили, существующие в провинциях Фуцзянь и Гуандун ( в т.ч. и в Гонконге). Сычуаньские стили обычно относят к центрально-китайским или к стилям эмэйского направления.
Какие Тибетские стили ушу существуют сейчас? Что за стиль Тала тьиен?

Слухи про Тибетские стили ушу существуют давно, вероятно они впервые появились в 70-х гг. Где-то в середине 80-х появилась книга о тибетской школе кунгфу. В центральном Китае существует стиль лама-цюань (ламаистский кулак), однако он не связан с тибетской традицией, а был создан на основе местных стилей провинции Хэнань. Мне неоднократно приходилось путешествовать по Тибету в районе Китая (как известно, существует еще и индийская часть Тибета), я много расспрашивал о местных боевых искусствах лам. Среди них были очень и очень старые, в том числе мне пришлось беседовать со старшим ламой монастыря Патала - крупнейшего и самого высокогорного храмового комплекса в мире. Все они сказали, что никакого тибетского ушу не существует. Я не думаю, что они что-то скрывают, поскольку секретом может быть техника стиля, его методика обучения, но не само существование стиля. Тем не менее боевые искусства в Тибете были - но они более позднего происхождения. Ушу в его армейском варианте принесли туда китайцы из центрального и южного Китая, из провинций Хэнань и Сычуань. Впервые, вероятно, это случилось еще в 12-13 вв., но это был лишь первый "контакт". Шире это распространилось в 17-18 вв., когда далай-ламы принимали у себя гарнизоны китайского императора. Но это все же не тибетское ушу, а китайское. К тому же, по-видимому, тибетцы им не занимались, так как практически не признавали и не признают китайских традиций. Дело в том, что ушу - это очень местное, локальное явление, обусловленное всем развитием китайской культуры. Тибетская культура развивалось по иной логике и не породила именно системы боевых искусств. Вполне возможно, что кто-то где-то и тренировался (ведь в Тибете была своя армия!), но это не стало ни системой духовного воспитания, ни национальной традицией. Стиль, о котором вы говорите, "Тала тьиен" мне, к сожалению не известен. Более того, такие звуки вообще не встречаются ни в китайском, ни тибетском языках и уж явно не могут переводиться как "движение в недвижении" (по-китайски это будет звучать "Дун бу дун"). Было бы интересно узнать, в каком районе Тибета он встречается, кто является его носителем. Какие источники использовал Свами Нитьянандарма, кроме народных преданий?
Что есть "истинная традиция"?

"Истинная традиция" - это всегда преемствование школы, ощущение себя членом бесконечно длинного ряда учеников-учителей, как в прошлом, так и в будущем, причем речь идет о совокупной духовно-телесной передаче. Вместе с техническим арсеналом передается и духовное откровение, поэтому мы и говорим об ушу как об Учении. Человек должен угаснуть, но не должна прерваться линия "истинной передачи". Последователей истинной традиции было чрезвычайно мало во все времена, но еще меньше их сейчас после многочисленных гонений на традиционное ушу. Этот слой мастеров чжэньчуань всегда был элитарным, полузакрытым, сохраняющим предельную духовную концентрацию внутри себя. За счет понятия "истинной передачи" ушу всегда поддерживало духовную чистоту, чжэньчуань служило неким барьером внутренней гигиены боевых искусств, отсекала случайных, бесталанных, нечестных людей. Зыбкая грань между ложной и истинной передачей волновала многих китайских мастеров, стремившихся сохранить свою школу. Увы, они сталкивались и до сих пор сталкиваются с глобальным непониманием самого смысла "чжэньчуань" - ведь ее суть постигается лишь сознанием, находящимся на высоком уровне ментального развития, а обычные люди не видят большой разницы между мастером, передающим истину, и его учеником, который лишь точно копирует его. Иногда даже ученик кажется лучше - он и движется быстрее, и бьет резче. Но суть мастерства в другом - в умении оставить после себя определенный духовный импульс - "след" (цзи), а его не измеришь силой удара. Преемствуя импульс "истинной традиции", человек выходит за рамки собственного "Эго", а его умиротворенно-спокойное сознание способно вобрать весь мир. Человек "теряет", "утрачивает" сам себя. А это значит, что он становится всем. Мир представляется полностью прозрачным для него, вещи - взаимопроницаемыми. Человек растворяется в потоке "истинной традиции", преемствуя Дао. Здесь нет места "обучению" как таковому, "запоминанию" или накоплению информации, нет никакой четко разработанной методики. Существует лишь сама возможность войти в континуальные потоки сознания своего наставника при личностном общении, слиться с ним, а следовательно - и с внутренней реальностью мира. Истинная традиция передается только при личностном общении и ее нельзя описать в книге, прочесть и выучить, не случайно все мастера ушу смеются над обучением ушу по книгам. Понимание того, что существует лишь передача "от сердца к сердцу" и никакой другой, пришло в Китай еще в середине 1 тыс. до н.э. Именно тогда зародилась мысль о том, что мудрец учит уже одним своим присутствием. Здесь нам приходится столкнуться с особым характером понятия "тайны" в ушу. "Тайная передача" - это не то, о чем нельзя говорить прилюдно, а то, о чем вообще невозможно сказать. Понятие "тайны" похоже на понятие "сокрытости" Дао, которое ни от кого специально не прячется, но постичь его дано лишь просветленному человеку. Истинная традиция всегда - тайная традиция, так как существует в виде скрытого духовного потока за многоликостью различных движений, приемов, разговоров, наставлений, трактатов.
Чем отличается ушу от кунфу?

Практически ничем. Термины "ушу" и "кунфу" являются в основном синонимами и в равной степени означают китайские боевые искусства. На протяжении многотысячелетней истории для обозначения китайских боевых искусств использовалось несколько десятков терминов, среди них цюаньфа (методы кулачного боя ), цюаньшу (искусство кулачного боя), уи (боевое искусство) и другие. Термин "ушу" (боевое искусство) возник еще в 3 веке, тогда он обозначал только подготовку воинов. С 16-17 в. под термином "ушу" стали подразумевать сложный комплекс воспитания человека (не только воина) на основе боевых искусств, "внутренних методик", связанных с управлением энергией ци. Термин "кунфу" — это искаженное понятие "гунфу", которое обозначает "высшее мастерство" или "время, затраченное на выполнение какого-либо дела". Впервые он стал использоваться еще и тогда он обозначал лишь "умелую работу". В боевые искусства "гунфу" приходят из лексикона философского учения неоконфуцианства (12 в.) — там под этим словом понималось высшее состояние сознания, достигнутое путем медитации и самоочищения. Затем этот термин распространяется среди тайных обществ юга Китая, где и начинает использоваться в смысле "боевые искусства". Эмигранты из южного Китая принесли этот термин на Запад, в США, Францию, Великобританию, откуда он уже и пришел в нашу страну. Иногда под "ушу" подразумевают лишь современный, спортивный вариант, а под "кунфу" — традиционные боевые искусства, хотя это не совсем верно. Для шаолиньской традиции в равной степени используется как термин "шаолинь ушу", так и "шаолинь гунфу".
Чем отличается традиционное ушу от современного?

Современное ушу было создано в 50-х гг. нашего века по указанию высших политических органов КНР и разрабатывалось в основном специалистами спорткомитета и Института Физкультуры. По сути — это гимнастика, созданная на основе традиционных движений ушу. Сегодня — это также вид спорта. Однако основное отличие современного ушу от традиционного состоит не в техническом арсенале, а в целях. Целью современного государственного ушу является развитие спорта и участие в соревнованиях. Традиционное ушу (иногда также называется "народным ушу" в отличие от "государственного") ставит своей целью гармоничное воспитание человека, передачу ему ряда знаний и моральных принципов, которые должны отвечать облику истинного последователя ушу. В традиционном ушу значительно больше внимания уделяется прикладным и боевым аспектам, в том числе и закрытой технике, передаваемой только членам школы. В связи с этим традиционное ушу отличается от спортивного также методами тренировок и воспитания учеников. Современный вариант ушу поддерживается крайне небольшим числом организаций, и его развитие в основном стимулируется государственной политикой КНР. Он значительно беднее технически и односторонне нацелен на гимнастику, хотя безусловно полезен для здоровья как и любой вид физической культуры. Традиционное ушу (кунфу) распространено в мире значительно шире.
Почему все виды боевых искусств переводят в разряд спорта? Почему тренеры не хотят сохранять традицию того или иного боевого Искусства?

Далеко не все боевые искусства зачисляют в разряд спорта - лишь небольшую их часть. Делается это, прежде всего из-за коммерческих соображений. А также еще и потому, что современная публика любит смотреть соревнования, выяснять "кто сильнее". Большинство настоящих мастеров и носителей традиции выступают резко против того, чтобы из боевых искусств делать спорт или гимнастику. Просто про такие спортивные виды (ушу, каратэ) более широко известно, их показывают по телевидению, делают рекламу и т.д. Во всем мире носители традиции боевых искусств очень негативно относятся к "спортивному ушу" или "спортивному каратэ". У нас в стране существует несколько федераций, в том числе и Федерация Шаолиньских боевых искусств, которые официально объявляют, что не считают боевые искусств спортом или средством для зарабатывания денег. Такова традиция, и все, кто прошел обучение и посвящение в китайских школах, очень строго придерживаются этого правила. Про тренеров - вопрос особый. Прежде всего, большинство из них даже не знают, что такое традиционные боевые искусства. Они, может быть, и рады были бы преподавать традиционные боевые искусства, но нигде этому не обучались. Нередко они просто под видом "традиционных боевых искусств" преподают немного измененный спортивный вариант. Что вообще такое традиции боевых искусств? Это же не просто какой-то особый набор комплексов, приемов и движений. Это, прежде всего особая методика воспитания. Она включает в себе и специальные методы подготовки сознания, тренировку психики, медитационные техники, наставления о правилах поведения, нормы правильной жизни и т.д. Естественно, есть и специальные (обычно закрытые) методы подготовки тела, которые никогда не используются в спорте. Чтобы изучить все это, лучше всего обучаться у носителей традиции в Китае или, по крайней мере, у тех, кто прошел там обучение в течение долгого времени. Если тренер показывает какой-нибудь шаолиньский комплекс и говорит, что это - "традиционное ушу", это может быть и не совсем так. Ведь сам по себе комплекс без особых методов традиционной подготовки и воспитания превращается в гимнастику. Происходит это из-за того, что большинство инструкторов у нас в стране не прошли подготовку у носителей традиции. И поэтому они даже не представляют, что такое традиционное боевое искусство. По традиционным видам боевых искусств соревнования не проходят. Если существуют соревнования - это уже вид спорта. По традиционным боевым искусствам проходят фестивали (так принято во всем мире), где оценивается не только техника, но и внутреннее мастерство. По сути, такие фестивали - это сбор выдающихся мастеров по тому или иному виду боевых искусств. Многие из таких фестивалей проходят за закрытыми дверями, чтобы не смущать публику. А настоящие традиционные боевые искусства - чаще всего преподаются в небольших группах настоящими мастерами. И здесь самое главное не переживать за то, что какое-нибудь боевое искусство стало спортом, а постараться найти настоящего мастера, который и посвятит вас в традицию.
На вашем сайте есть информация о школах ушу в Китае, в том числе о тех, с которыми сотрудничает ваша федерация. Но там только адрес и телефон, а есть ли у них сайт в Интернете?

По объективным причинам подавляющее большинство школ традиционного ушу своих интернет-сайтов не имеют. Стоит учитывать, что эти школы представлены людьми в известной степени далекими от современных технологических новшеств. К тому же традиционные школы не нацелены на привлечение посетителей, там все по старому преподается от "учителя к ученику" в индивидуальном порядке. Скорее наоборот, красочный сайт китайской школы будет говорить, что традиция там давно нарушена и школа уже перенацелена на коммерческую деятельность.
Действительно ли ушу является одной из самых эффективных боевых систем?

На самом деле эффективность системы зависит прежде всего от правильности обучения у мастера и от самого мастера. Если человек не нашел хорошего мастера, то и система будет неэффективной. Поэтому надо искать не стиль или систему, а учителя. В общем, ушу действительно является самой разнообразной боевой системой. Она включает и боевые аспекты, и оздоровительные, и основы китайской медицины, и медитацию, и управление сознанием, и работы с разными видами оружия и т.д. Для каждого возраста или физического состояния в ушу есть свои методы тренировки. К тому же ушу – это одна из самых древних из ныне сохранившихся систем. Но из-за этого ушу и самая сложная система и требует значительно больше времени для овладения, чем, например, каратэ или таэквондо. Но в любом случае эффективность зависит от вашего личного упорства и терпения.
Недавно в кругу семьи и знакомых зашла речь о вреде дыма, что идет от ароматических палочек (особенно Индийские). Что этот дым так же вреден, как от сигарет. И высказывались суждения, что кальян из "вишневых веточек" покурить - это совсем не вредно. В общем, мне требуется помощь, наверно в первую очередь расставить в последовательности, может с научной точки зрения. Понятно, что ни кто не утверждал, слава богу, что сигареты не приносят вреда. Так же я слышал, что тот воздух, что вдыхаешь от рядом курящего, гораздо вреднее, чем, то, что он сам курит. Может, есть научные обоснования. Ну и конечно последняя мода на кальян. Опять таки только слышал, что один вдох приравнивается к 20 выкуренным сигаретам, что он гораздо вредней. Конечно при разговоре в семейном кругу, как Вы понимаете, присутствуют дети. И они как губка впитывают определенного рода информацию. Кто на самом деле знает, из чего состоят благовония, хоть на некоторых и пишут. Если можете помочь с научными данными, думаю, что это информация может пригодиться для многих, особенно подрастающего поколения.

1. Воскуривание благовоний - древнейшая традиция, которая первоначально не была связана ни с какой конкретно религией, а являлась одним из способов психосоматического воздействия на человека, распространенным в шаманских культурах. Именно через шаманскую культуру в современные системы пришли самые разные виды воскуривания - ладан, благовония в буддизме и т.д. Воскуривание имеет два аспекта. Первый - дым от благовоний или от ладана "кормит" духов или божеств (поскольку они бестелесны, то и кормление их - нематериально), а также очищает человека от скверны (в этом суть ладана в церкви). Второй аспект - ряд веществ обладает слабо выраженным психосоматическим воздействием, например, могут успокаивать сознание, очищать мысли, не дают заснуть во время медитации и т.д. В этом, кстати, и суть современной ароматерапии. 2. Надо четко различать воздействие от курения табака и воскуривание благовоний. Действительно, "пассивное курение", то есть вдыхание дыма от сигареты того, кто курит, значительно более пагубно, нежели непосредственное курение. Связано это с тем, что в воздух вместе с дымом выделяются вредные смолы и никотиновые составляющие. Если для курильщика часть вредных веществ задерживается фильтром, то для пассивного курильщика такого фильтра не существует. То есть действительно нахождение рядом с курильщиком (в накуренном кафе, зале и т.д.) очень и очень вредно. 3. Курение кальяна также считается очень вредным - это неоднократно показали эксперименты. Само курение кальяна пошло, строго говоря, от "наркотической" культуры арабских стран, хотя сегодня, конечно, курят не наркотики. Ошибочно считается, что пропуская дым через воды, курильщик "ослабляет" его вредное воздействие. Это, конечно же, не так. Прежде всего в табаке кальяна содержание никотина, окси углерода, смол и тяжелых металлов в нем значительно больше, чем в сигаретных сортах. Доказано, что содержание никотина в кальяне составляет соответственно 2 - 4 против 1 - 3 в сигаретах, а концентрация окиси углерода составляет от 0.34 до 1.40 кальяна (против 0.41 в сигаретном дыме). Поэтому курильщики кальяна потребляют большие количества токсинов, так как увлажненный табачный дым вдыхают глубже, а процесс курения может продолжаться несколько часов. В организме курителей кальяна выше концентрации карбоксигемоглобина, никотина, котинина, мышьяка, хрома и свинца. Последствия курения кальяна и сигарет - аналогичны: рак легких и другие онкологические заболевания, нарушения функции легких, коронарная болезнь сердца, низкий вес потомства при рождении, табачная зависимость. Египетские ученые в прошлом году установили, что, во-первых, потребление всего 25 граммов табака с помощью кальяна приравнивается к выкуриванию 60 обычных сигарет, а во-вторых, ученые установили, что температура тлеющего угля и дыма в кальяне составляет более 450 градусов по Цельсию, поэтому, проходя через воду, дым не успевает остыть до безопасной температуры. 4. Воскуривание благовоний обладает совсем иным эффектом. Но в целом и оно может быть очень вредным, если не соблюдать простейшие советы. Во-первых, стоит избегать всяких "химических" благовоний, то есть тех, которые просто ароматизированы каким-то искусственным ароматом. То есть, по сути, в воздух выделяются продукты горения искусственно-синтезированных веществ. Благовония должны быть исключительно натуральными, сделанными из сандала, пихты, розы и т.д. Это может достигаться либо пропиткой натуральными маслами, либо высушиванием, но в любом случае ни капли химии добавляться не должно. Во-вторых, следует избегать "тяжелых" запахов. Ароматы должны быть легкими, едва заметными, освежающими. "Тяжелый" запах - чаще всего признак искусственных благовоний. В-третьих, надо четко рассчитывать количество благовоний на объем помещения - многие совершают ошибку, воскуривая слишком большие курильные свечи или ставя их слишком много. Обычно даже в большом зале никогда не ставиться больше трех свечек (если, речь не идет, конечно, о большом ритуале), а для квартиры хватит и одной. 5. Надо еще учитывать, что подавляющее большинство продаваемых в России курительных палочек - весьма непонятного происхождения, и эффект от них может быть действительно вреден. Так датские ученые установили, что некоторые виды благовоний могут быть опасны для здоровья. Но речь идет не о легких благовониях, используемых например, в буддийских храмах или во время занятий в зала, а о популярной и разрекламированной "ароматерапии". Большое количество в воздухе полиароматических углеводородов, карбонильных соединений и бензола может в конечном счете вызывать рак. Обращу внимание, что на территории России запрещена продажа курительных смесей, ароматизаторов для воздуха и благовоний, в состав которых входят шалфей предсказателей (Salvia divinorum), гавайская роза (Argyreia nervosa), и голубой лотос (Nymphaea caerulea, поскольку они обладают психотропным, наркотическим действием, содержат ядовитые компоненты и представляют потенциальную опасность для человека. Употребление этих смесей ведет к появлению психических патологий, таких как острые и депрессивные психозы. 6. Таким образом, к подбору благовоний надо относиться очень серьезно - не случайно в буддийских монастырях специально обучают этому, и не ставят в залах первые же попавшиеся под руку благовония. Здесь стоит уточнить, что благовониями (сян чжу) мы называем небольшие курительные палочки, а не большие свечи, которые ставятся обычно в курильницы перед монастырскими залами, на улице. Они обычно не дают запаха и сильно дымят ("дым возносит наши пожелания духам"). Такие свечи нельзя ставить в помещениях, хотя иногда наши туристы покупают их и воскуривают у себя дома. 7. Вот первейший принцип: аромат от благовония не должен быть довлеющим - то есть он является "фоном", а не сутью происходящего. Он должен ощущаться где-то на заднем фоне, при этом никакого дыма вы не должны ощущать. Если вы ощущаете явный "привкус" дыма, значит благовоний слишком много. Надо учитывать, что нередко благовония, особенно в Индии, использовались для того, чтобы отбить неприятные запахи улицы или помещения - это не совсем чистая страна. В этом случае самое важное - отбить запах. А вот благовония для ритуалов или занятий - совсем другого плана. Они четко классифицируются по воздействию и по формам действий: сандал, роза, зеленый чай, ель, пихта и т.д. Покупать надо только в известных монастырях, там, где монахи делают их в ручную. В зале курительные палочки ставят прямо в курильницу, а вот дома лучше закладывать их внутрь специальных закрытых курильниц (типа коробочек с отверстиями), в результате чего часть вредных веществ оседает на стенках.
Что случилось с йогой в Китае?

Строго говоря, если посмотреть по источникам, йога как отдельная дисциплина в Индии не была широко распространена, она была частью практики некоторых джайнистских и индуистских школ, а затем часть ее вошла в буддизма. И именно через буддизм она пришла в Китай. То есть как самостоятельная дисциплина, к тому же с характерным духовным учением в Китае она не существовала. Она стала частью некоторых направлений чань-буддизма (в частности школы Цаодун), Тяньтай и др. Это - общая теория. А если говорить о практике, то все еще сложнее: Во-первых, с йогой в Китае произошло то же самое, что и с йогой в России или на западе. Она исчезла. Сохранилась лишь внешняя механическая форма, во многом наполненная совсем другим содержанием. То есть произошла десакрализация традиции и наполнение традиционного термина новым содержанием. Такие же процессы произошли, например, со многими видами медитации - "сидение в покое" осталось, а вот содержание - что конкретно надо в этот момент делать - сохранилось лишь на очень высокой ступени посвящения и в очень редких случаях. Во-вторых, это проблема наличия учителей и как следствие - полноты передачи традиции. Величие и эффективность йоги (также как и некоторых видов буддийской и даосской практики) - в их полноте и безошибочности относительно самого сознания человека. Если нет учителя - нет и передачи. Никаких других здесь способов просто не существует. И вот вопрос - то, что преподают сегодня, это действительно "йога" и это действительно "учителя"? У кого они учились, сколько лет провели в Индии или Китае, читают ли в подлиннике классику (иначе будут семантические искажения, подобно "испорченному телефону"). Даже в Индии там йога - редчайшее явление, "достучаться" до которого почти невозможно. Зато множество школ для страждущих иностранцев. Но еще больше школ йоги в США - это просто использование "раскрученного" термина. Есть и тибетская йога (хотя формально она так не называется) - это весьма сложный комплекс практики, напрямую выталкивающий человека в общение с инфернальными силами и духовными субстанциями. В этом случае есть лишь два пути: достичь света сознания или сойти с ума. Путь к последнему всегда короче и проще. Часть йогических упражнений пришла в китайский даосизм. В отличие от тибетских систем даосизм дает некую предварительную адаптацию сознанию и телу, чтобы не забрести в тупик при столь интенсивной практике. Но цель та же: высвобождение внутренней энергии за пределы тела (хорошо тренированного тела - это важно!). Еще больший контроль над практикой устанавливает буддизм, дабы поставить между человеком и высшими мирами определённую прослойку в виде морально-этических категорий и тренировочной практики. А христианство вообще не пускает человека дальше самой "прослойки". Буддийская практика, по крайней мере в том монастыре, где я жил, почти на 80 включает упражнения, направленные на стабилизацию психического состояния и визуализацию образов иного мира (об этом надо говорить отдельно).

Полезные ссылки
Духовные традиции
Буддийская традиция
Мацзу
Шаолиньское искусство и этика буддизма. Вступление
Конфуцианская традиция
Конфуций
Мэн-цзы
Самовоспитание
Сиванму ню сю чжэньту шицзе
Сунь Сымяо
Сообщение для ФШБИ

Авторизация