«Ушу нужно пережить» Е.В. Чертовских

2 ноября 2012 года. «Молодёжь Севера».

Воспитанник шаолиньских монахов Евгений Чертовских:

«Ушу нужно пережить»

чертовскихНа минувшей неделе в Сыктывкаре побывал первый вице-президент Федерации шаолиньских боевых искусств России Евгений Чертовских. Последователь Шаолиньской традиции приехал в столицу Коми по приглашению Федерации ушу Сыктывкара и провел несколько мастер-классов для местных спортсменов. В промежутках между тренировками гость ответил на вопросы корреспондента МС.

- Вы не в первый раз в Сыктывкаре. Как оцениваете динамику развития ушу в нашем городе?

- Положительно. Ребята хорошие, занимаются с интересом, достигают новых уровней мастерства. С ушуистами из Сыктывкара мы постоянно встречаемся на соревнованиях и фестивалях как российского, так и международного уровней. И отмечу, ваших спортсменов уже узнают.

- Вы боевыми искусствами занимаетесь с 1971 года и изучили самые разные виды: бокс, рукопашный бон, каратэ... Почему в итоге пришли к ушу?

- Мои увлечения менялись с годами. Бокс был в школе. Потом я стал старше, появился рукопашный бой. Набирался опыта, знаний, менялись интересы. В Афганистане я впервые увидел фильм про ушу. Кино было по нынешним меркам старое - 60-х годов, но я отлично помню, как меня поразило обилие оружия в этом направлении боевых искусств. Мечи, топоры, копья, палки - все это активно использовалось, не говоря уже о том, что сами герои удивительно ловко двигались, прыгали, почти летали. Меня зацепило. Вернувшись, я стал искать, где можно научиться.

- Откуда, по-вашему, у людей с нашим русским менталитетом такой большой интерес к восточным боевым искусствам?

- Китайской цивилизации пять тысяч лет, и за это время она почти не изменилась. Письменность, традиции, менталитет - китайцы все это умудрились сохранить. Боевые искусства Китая передавались из поколения в поколение, а значит, не могут не вызывать интереса. Для нас это и необычно, и показательно. Ведь если разобраться, русское боевое искусство было максимально прикладным, и разные его направления существовали только в определенное время. Эпоха менялась, цивилизация выходила на новый уровень, старые приемы и техники уходили в прошлое, забывались как ненужные. У китайцев же они сохранились во многом потому, что подразумевали всегда не только технику боя и владения оружием, но также дисциплину и воспитание. Есть и другое объяснение. Все мы живем в едином информационном пространстве и сами по себе являемся частью этого пространства. И лично я уверен, что любая информация, так или иначе заложена в каждом человеке, скажем так, на генетическом уровне. И при желании эту информацию можно найти «внутри» себя. Есть такая поговорка: «Ушу не надо учить, ушу нужно пережить». Нужно пропустить это искусство и философию через себя и найти внутри себя отклик.

- Вы являетесь автором нескольких книг по шаолиньскому ушу. К тому же известен факт, что многие в советские времена учились восточным единоборствам как раз по книжным источникам. Ваше мнение: можно ли научиться боевому искусству по книге? - Нет. Книга - это всего лишь пособие. На прилавках в 80 - 90-е годы действительно было очень много разных изданий: книг, брошюр, плакатов. Я покупал все. Сейчас эти архивы пылятся в гараже. Но если их достать, то можно будет увидеть, что все страницы с картинками исчерканы карандашом. Я твердо был уверен, что в огромной кипе этих бумаг обязательно можно найти какое-то разумное и полезное зерно. И я искал это зерно. А потом нашел учителей. По словам моего китайского наставника Ши Дэцяня, книга написана для всех, но обучить она не может. Тот, кто действительно хочет чему-то научиться, должен прийти к учителю. В Китае есть избитая фраза: «Обучение должно проходить от сердца к сердцу», то есть от человека к человеку. Видео или книга могут быть лишь пособием для уточнения для тех, кто уже занимается, или рекламой для новичков.

- Сейчас очень популярен анимационный фильм «Кунг-фу Панда». Как вы к нему относитесь?

- Хороший мультфильм. Мне тоже нравится. Если после него у детей появится желание заняться кунг-фу, это замечательно. И ничего страшного в этом нет, пусть идут на тренировку и пробуют. Конечно, большинство увидит, что в реальности все намного сложнее. Но кому-то, возможно, понравится. И даже если ребенок, попробовав, решит уйти, все равно он получит опыт и пользу. По крайней мере, он сам попытается заняться чем-то интересным.

- Сравнивая с каратэ или таэквондо люди часто делают выбор не в пользу ушу, считая его скорее «балетом», нежели серьезным боевым искусством. Как можете это прокомментировать?

- В нашей стране, к сожалению, так сложилось исторически, ушу появилось в 80-е годы, еще в Советском Союзе, и не совсем удачно - как раз тогда, когда другие восточные виды единоборств (то же каратэ, например) были запрещены. Для того, чтобы не попасть под запрет, ушу было привезено под формулировкой «китайская гимнастика». Вот и получилось, что настоящие суровые парни подпольно занимались каратэ, а разрешенное ушу воспринималось только как гимнастика. И до сих пор у нас в обществе нет нормальной и достоверной информации о китайском ушу.

43 (3)_preview_420.jpg- Еще одно устойчивое и распространенное мнение: для того, чтобы постичь искусство ушу, надо обязательно съездить в Китай. Это правда?

- В Китае нужно попасть к настоящему мастеру, а это на самом деле сделать очень не просто. Китайцы, чтобы сохранить свою традицию, создали для мира красивую ширму и ложный аэродром. Там есть драконы, звон мечей и много всякой другой атрибутики. Там обучают, и люди получают то, что они хотели. Ну, по крайней мере, им так кажется. А истинное ушу и его традиции остаются сокрытыми. И попасть за эту ширму удается далеко не всем. В Китае проводится множество соревнований и фестивалей традиционного ушу, но на них почти не бывает иностранцев. Нужно учитывать и то, что в Китае существует более трех тысяч разных видов и стилей боевых искусств: какие-то из них более доступны, какие-то менее. 

- В 1985 году, когда ушу появилось в СССР, культивировать  китайскую  гимнастику было предложено как «компонент улучшения советско-китайских отношений в области культуры».   Сейчас политический аспект также сильно влияет на развитие ушу?

- Политика была всегда, и от нее никуда не деться. Другой вопрос, что сейчас отношения между странами изменились и находятся на ином уровне. Но и сегодня ушу - это один из пластов взаимодействия России и Китая в области культуры и спорта. Проводятся различные совместные соревнования, фестивали, семинары. Ушу пока не стало олимпийским видом спорта, поэтому акценты больше ставятся именно на культурную составляющую, хотя спортивное ушу в нашей стране развито достаточно сильно.

- Вы - потомственный офицер, 20 лет служили в ВДВ, подполковник запаса. Как оцениваете ситуацию в современной Российской армии?

- Если честно, я не в восторге от того, что творится в рядах нашей армии. В 90-е годы ее на крыла волна сокращений, ушли многие   профессионалы,   которые знали толк в своем деле. Старшие  офицеры  уволились, а младшие (объективно) не доросли до управления системой. И не потому, что они плохие, а просто потому, что у них нет определенных знаний, навыков, опыта. В армии образовалась дыра, и результаты этого провала мы сейчас пожинаем.

- Почему, на ваш взгляд выходит так, что молодые здоровые люди «косят» от армии всеми средствами и чаще всего потому, что просто не хотят терять год своей жизни?

- Потому, что политика государства не направлена на стимулирование молодых людей. Служить сегодня - это не престижно, не почетно, у молодежи нет мотивации. Например, в том же Израиле, если молодой человек не служил, он не имеет права получить высшее образование. Пойди, отслужи, научись бегать и держать автомат в руках; пойди, чтобы хотя бы знать, как выглядит боевая машина и что с ней можно сделать, а потом, пожалуйста, учись, становись академиком, менеджером, специалистом в какой угодно области. У нас же все иначе. У нас почему-то люди возвращаются из армии, и им уже ничего не надо, потому что и внутри не все хорошо сейчас устроено, и никакой поддержки от государства после службы нет.

-  Вернемся  к восточным практикам. Сейчас большую популярность набирает цигун. Объясните в двух словах, что это такое и зачем им заниматься? 

- Цигун подразумевает комплексную систему оздоровления, которая состоит из нескольких частей: техники движений, техники дыхания и определенной работы сознания. Цигун, он, как торт «Наполеон». Если брать только  сверху  -  крем  быстро надоедает, становится слишком приторным, больше нескольких ложек съесть сложно. Зато если употреблять целиком, можно съесть не один кусок торта. Цигун выводит организм на первоначальный этап развития. Человеческое тело устроено очень хитро, и по сути наш организм сам может бороться со множеством разных заболеваний. Но человек сам же себя и разрушает. Медицина чаще борется с последствиями болезни. Цигун же направлен на исправление ее первопричины. Это очень интересно, но и очень сложно. Поэтому, когда мне говорят, что цигун становится популярен я задаю вопрос: а кто ему обучает? И тогда сразу становится ясно, что большинство просто занимается гимнастикой. Это, конечно, тоже хорошо, но к восточной практике цигун мало относится.   

Беседовала Евгения ГАБОВА  


Возврат к списку

Полезные ссылки
Духовные традиции
Буддийская традиция
Мацзу
Шаолиньское искусство и этика буддизма. Вступление
Конфуцианская традиция
Конфуций
Мэн-цзы
Самовоспитание
Сиванму ню сю чжэньту шицзе
Сунь Сымяо
Сообщение для ФШБИ

Авторизация