Общие понятия и структура шаолиньского нэйгун

Общие понятия и структура шаолиньского нэйгун 

Особенности шаолиньского нэйгун

Нэйгун 内功 - одна из самых важнейших частей практики шаолиньского искусства. Обычно следует различать нэйгун и цигун, хотя они тесно связанны между собой. Нэйгун - это весь сложнейший и многообразный комплекс практик, которые так или иначе перестраивают и совершенствуют внутреннюю природу или внутреннюю составляющую человека. Цигун(气功)рассматривается как часть нэйгун и направлено только на совершенствовании циркуляции энергии ци в организме. Цигун - относительно современное слово и в традиции оно практически не использовалось, хотя существовали его аналоги, например, древние упражнения “туна” - дословно “вдыхать и выдыхать”.
Здесь мы поговорим как раз о дыхательно-медитативной части шаолиньского нэйгун, то есть о шаолиньском цигун
Существуют разные трактовки шаолиньского нэйгун. Первая - расширенная трактовка: под нэйгун подразумеваются вообще все виды практики, ведущие к развитию энергии-ци и развитию духа-шэнь. В этом случае в нэйгун включаются все виды дыхательных и дыхательно-медитативных упражнений, углублённой медитации, а также способы регулирования распорядка дня, питания и даже способов мышления.  Узкая трактовка говорит о нэйгун как о способах концентрации сознания, базирующихся на строго определённых упражнениях. Направление Чжэнцзун Шаолиньцюань 正宗 少林拳(которое преподается в рамках ФШБИ) стоит ближе к узкой трактовке нэйгун. Это значит, что нэйгун представляет собой четко определенную систему упражнений и способов концентрации сознания
Основы шаолиньского нэйгун, помимо устной традиции, изложены в нескольких трактатах из шаолиньского архива, прежде всего “Утонченный смысл шаолиньского кулачного искусства” (Шаолинь цюаньшу цзинъи 少林拳术精义), “Записи Шаолиньского кулачного искусства” (Шаолиньцюань пу 少林拳谱), “Тайные речения о Шаолиньском кулачном искусстве” (Шаолинь цюаньшу мицзюэ 少林拳术秘诀)
Следует учитывать, что в шаолиньский цигун входят не только те упражнения и комплексы, которые родились внутри шаолиньского монастыря или вообще, в буддийской традиции, но и те, которые пришли “извне”, например, бадуаньцзин, или представляют собой смесь даосской и буддийской традиции, например, ицзиньцзин.

Важнейшие комплексы шаолиньского нэйгун

За всю историю Шаолиньской традиции сформировалось несколько десятков комплексов нэйгун, которые включают от 2-3 до нескольких десятков форм. Все вместе они никогда не изучаются, в этом нет никакого смысла. Обычно последователи сосредотачиваются на одном-двух комплексах, которых вполне достаточно для развития всех необходимых внутренних изменений. 

1. Ицзиньцзин (“Канон изменения в мышцах” 易筋经) - самый важный, центральный раздел шаолиньского нэйгун. Его создание приписывается основателю чань-буддизма Бодхидхарме, но очевидно, что комплекс возник в лоне даосской традиции не раньше XIII в., а потом пришел в Шаолиньсы и превратился в один из основных видов практики монахов.  Само название «Ицзиньцин» стало крайне популярным, поэтому по Китаю распространились десятки версий Ицзиньцзин, в том числе и «новоделов», которые никак не связаны с традицией или представляют собой простую форму гимнастики.
Изучение Ицзиньцзин в его полной форме является важнейшим элементом практики в современном шаолиньском искусстве.

2. Сисуйцзин (“Канон омовения спинного мозга” или “Канон омовения важнейшего в человеке” 洗髓经). Эта традиция была по преданию также оставлена Бодхидхармой, но в действительности самого трактата не сохранилось и вряд ли он существовал в целостном виде до XVIII в. Потому комплекс был составлен значительно позже из более ранних форм нэйгун, а поскольку его практиковало несколько направлений мастеров, он заметно отличается по своему исполнению. Сисуйцзин включает форму выполнения стоя и сидя как часть медитативной практики

Здесь следует обратить внимание, что и Ицзиньцзин, и Сисуйцзин несут в своем названии слово «цзин» - «канон» или «трактат», то есть изначально это были именно духовные произведения, нацеленные на регулирование духа и энергетики человека. Они содержали важнейшие теоретические наставления по самосовершенствованию, а сам по себе комплекс Ицзиньцзин или Сисуйцзин был частью этой системы: без знания внутренней теории эти комплексы превращаются в простую гимнастику. 

3. Сисуйгун 洗髓功, который также может назваться Ицзин сисуйгун 易筋洗髓功. Это - очень большой комплекс, насчитывающий несколько десятков форм. Он включает формы как собственно из Сисуйцзин, так и из ряда дополнительных упражнений. Обычно он состоит из трех частей, которые в зависимости от наставника могут меняться местами или преподаваться по отдельности. Чаще всего первая часть включает классический комплекс Сисуйцзин, вторая часть представляет собой набор отличных упражнений, направленных на «открытие каналов» цзинло 经络 и растяжение различных групп мышц и связок, третья часть - на регулирование различных форм энергии в человеке

Общая структура Шаолиньского нэйгун 

Шаолиньский нэйгун разделяется на несколько больших разделов: мягкие упражнения, созерцание, легкое искусство, жесткие упражнения. Повторим, что нет необходимости практиковать все формы, многое зависит от задач, которые ставит перед собой человек. Безусловно, полная подготовка шаолиньского последователя предусматривает совершенствование во всех разделах. Если же задачами является укрепление здоровья, успокоение сознание и в целом регулирование психической и эмоциональной деятельности человека, то вполне достаточно «мягких упражнении» и «созерцательных упражнений» 

Мягкие упражнения  (жуаньгун 软功)

Обычно жуаньгун считается первым шагом в шаолиньском нэйгун и направлен на расслабление организма для того, чтобы наладить беспрепятственную (“беззаставную”) циркуляцию ци в организме

Ицзиньцзин - комплекс в 12 упражнений (см. выше)

Сисуйцзин и сисуйгун (см. выше) 

Шаолинь жумэнь гун («Вводные шаолиньские упражнения»  少林入门功) - один из самых древних и, скорее всего, истинно шаолиньских монашеских комплексов нэйгун. Основная задача: “перевести внутреннее мастерство во внешнюю форму”, то есть “пробудить” поток ци таким образом, чтобы энергия могла беспрепятственно выражаться в четких плавных движениях. Считается одним из лучших оздоровительных и профилактических комплексов цигун, преподается только в монашеской среде.  Комплекс состоит из 31-й формы, включает толчки ладонями, наклоны, прогибы назад и т.д. Часть его вошла в Сисуйгун. По преданиям состоял из двух “отрезов” или частей, до сегодняшнего дня дошла только 1-я часть (ди и дуань 第一段 )

Бадуаньцзин («Восемь отрезов парчи» 八段锦). Один из самых известных комплексов цигун в Китае, но для Шаолиня он не считается центральным. Он пришел из народной традиции в Шаолинь, состоит из восьми  упражнений. Существует две его разновидности “боевая” (у 武) - самая известная, которая выполняется стоя, и “гражданская” (вэнь 文), которая выполняется сидя или лежа и предназначена для пожилых или больных людей. Бадуаньцзин очень хорош как разминочная форма цигун, так как включает удары, наклоны, вращения корпусом. 

Шаолинь яншэн гун («Шаолиньское вскармливающее искусство» 少林养生功) - один из древнейших комплексов, который, вероятно, имеет не буддийский, а даосский исток. 

Шаолинь тунцзы гун - («Детские (подростковые) упражнения Шаолиня» 少林童子功). Несмотря на свое название, могут практиковаться не только детьми, но сама практика должна начинаться в очень раннем возрасте. Включает 16 позиций или упражнений, нацеленных на максимальное развитие гибкости и выносливости, в том числе различные формы “шпагатов”, скручиваний. Все это должно сопровождаться ровным дыханием (сами упражнения делаются медленно) и концентрацией сознания.  Рекомендуется вводить в практику подготовки детей с первых дней занятий. В традиции для усложнения упражнений их выполняли на столбах или деревянных брусках, чтобы развить и чувство равновесия.

Шаолинь фэнбайлю гун ( «Шаолиньские упражнения ивы, клонящейся под ветром»,  少林风摆柳功). Выполняется стоя на месте около получаса (иногда до часа)  и представляет собой внутреннее омовение организма ци, при этом корпус немного наклоняется в стороны, как ива под ветром. 

Шаолинь цзиньганцюань («Алмазный кулак Шаолиня», 少林金刚拳) (не путать с одноименным комплексом кулачного искусства), включает в себя стойки вверх ногами на руках, на кулаках или на одном кулаке по несколько минут.

Ичжицзинь (“Золото одного пальца” 一指金)  - упражнения, связанные в проведением ци в указательные пальцы. Включает в том числе и известное упражнение стойки на одном или нескольких пальцах ногами вверх. 

Сингун или сингун цидаши («Упражнения в движении» 行功 или «Семь великих форм упражнений в движении», 行功 七大势) - динамическая форма цигун, состоит из упражнений, выполняемых в движении. Обычно практикуется в время обычно прогулки, включает плавные движения руками в сочетании с различными формами дыхания и концентрацией на различных точках. Рекомендуется людям среднего и старшего возраста, раньше практиковалась бродячими монахами. 

Созерцательные (чаньские) упражнения Чань гун 禅功

Чаньгун представляет собой отдельный раздел шаолиньского нэйгун и является  начальными способами медитации. В отличие от более углубленных форм медитации, этот раздел в целом относительно прост, не требует визуализации каких-то образов и рекомендуется с первых шагов занятий шаолиньским искусством.

Шаолинь цзинчань гун («Шаолиньские упражнения спокойного созерцания» 少林静禅功) - начальная форма медитации, которая доступна последователям и послушникам. Многие продвинутые формы медитации доступны только для монахов или ученикам высшего посвящения, в то время как это упражнения является общедоступным. Это - способ очищения и успокоения сознания, который практикуется стоя (чжань чань 站禅), сидя (цзо чань 坐禅) и лежа (во чань 卧禅), всего включает 7 форм.

Шаолинь шидуань гун или цзиньгун шидуань (“Шаолиньские упражнения в десять частей “  少林十段功 или “Успокоительные упражнения в десять этапов, 静功十段). Комплекс из десяти упражнений, все они выполняются из одной и той же позиции стоя. Практикующий концентрируется на различных частях или центрах своего тела, чередует разные типы дыхания и формы концентрации. Считается оптимальным комплексом для успокоения и очищения сознания. 

Легкое искусство Шаолиня (Шаолинь цингун 少林轻功)

“Легкое искусство” вышло из мягкого цигун и представляет собой разные способы “легких передвижений” и сохранения особой устойчивости, которая нередко воспринимается как уменьшение веса собственного тела. Это лежит в основе многих историй о шаолиньских мастерах, которые “ходили по грязи, не запачкав подошвы ног”. В действительности же, речь идет о том, что последователь сначала регулирует внутреннюю циркуляцию энергии и непоколебимость, “устойчивость” сознания. Затем это “устойчивое” состояние должно передавать и на внешнюю форму, в результате чего последователь может стремительно и без потери равновесия передвигаться по неровным поверхностям, незаметно подбираться к противнику и т.д. Сегодня практикуется три небольших комплекса эффективных и частично закрытых от посторонних упражнений, в том числе “комплекс передвижений падающей звезды”. Они входят в 72 метода шаолиньской подготовки.

Жесткие упражнения Шаолиня (Шаолинь иньгун 少林硬功)

Жесткий цигун нацелен на укрепление тела бойца. Несмотря на использование различного рода “набиваниям” и нанесениям ударов по жёстким поверхностям или по своему телу, речь идет не о выработки привыкаемости к ударам, а способности сконцентрировать “защитное ци” (вэй ци) в ударной поверхности. Жёсткий цигун включает около десяти коротких комплексов или навыков, в том числе “железная рубашка”, “железный колокол”, “бурение стены пальцем”, “бить головой в колокол”, разбивание плит и других жестких поверхностей и др. Все методы считаются абсолютно закрытыми, большинство современных публикаций представляет сбой откровенную подделку. Они входят в 72 метода шаолиньской подготовки.

За пределами шаолиньского нэйгун 

Все, что было перечислено выше, является традиционными формами практики и использовалось в течение нескольких столетий. Однако сегодня возникают новые формы шаолиньского цигун. Здесь следует различать три тенденции: новые формы нэйгун, создаваемые шаолиньскими носителям; искажение или имитация шаолиньских форм; откровенные подделки.
Благодаря популярности Шаолиньсы и при этом закрытости его реальной традиции многие в Китае и тем более за его пределами изобретают свои формы нэйгун (цигун), которые вообще никак не связаны с принципами шаолиньского нэйгун. Такие формы не могу дать чаще всего никакого позитивного эффекта, свойственного традиционному шаолиньскому нэйгун и к тому же могут серьезно повредить как физическому, так и психическому здоровью. 

Новые формы нэйгун, создаваемые шаолиньскими носителями

Ряд инструкторов, изучив базовые формы шаолиньского нэйгун (чаще всего это Ицзиньцзин) пытаются сами что-то «достроить», изобретают свои принципы, трактовки, по сути отталкиваясь от внешних форм, они изобретают «свой цигун». Обычно это происходит, например, из-за того, что проучившись в Китае у носителя традиции совокупно не больше месяца, им просто ничего давать своим ученикам, а поэтому  приходится изобретать свои трактовки шаолиньского нэйгун

Имитация шаолиньского цигун

В Китае также существует множество направлений, которые называют себя Шаолиньским цигун (нэйгун), но в действительности ни с монастырём Шаолинь, ни с его традицией никак не связаны. Например «шаолиньский цигун белых журавлей», «шаолиньское столбовое стояние» (хотя само упражнение Чжаньчжуан (站桩功), переводимое в обиходе как «столбовое стояние»  присутствует в ряде шаолиньских комплексов, оно не считается отдельным видом цигун).  Но не значит, что перед нами подделка. Это - традиционная имитация.  Все объясняется тем, что «шаолинь» стал распространенным названием, и многие направления цигун использовали это имя в качестве подтверждения своей «истинности». Таким образом, это не значит, что такой цигун плох или неправилен, он просто не относится к системе шаолиньской традиции и не входит в систему подготовки  шаолиньских последователей. 

Откровенные подделки под шаолиньский нэйгун

Об этом даже не стоит рассуждать, но увы, таких подделок много как в самом Китае, так и на Западе. Цигун стал моден, а вместе с ним и появились подделки, ведь сегодня он преподается даже в финтес-центрах. Обычно это просто дыхательные гимнастики, изобретаемые самими же преподавателями и распространяемые среди учеников. Конечно, нет ничего дурного в том, чтобы создавать свои системы, но вряд ли их следует выдавать за «традиционный шаолинь». Проверить это обычно достаточно просто: достаточно точно выяснить где, у кого и в течение какого времени учился нэйгун (цигун) сам инструктор. 

Распространенные вопросы

Всегда ли при преподавании шаолиньского искусства преподается и шаолиньский нэйгун?

Абсолютно всегда, это - важнейшая часть подготовки, причем простейшие упражнения преподаются с первого месяца занятий. Если формы, подобные тем, что описаны выше, не преподаются или все ограничиваться лишь несложными дыхательными упражнениями, то такое преподавание никакого отношения к шаолиньской традиции не имеет. 

Можно ли параллельно с Шаолиньским нэйгун заниматься другими системами нэйгун или вообще, другими практиками, например йогой?

Никаких запретов нет, но мы бы не советовали этого делать. Дело в том, что все компоненты шаолиньского нэйгун взаимосвязаны между собой и представляют стройную систему. Они дополняют друг друга, в том числе по времени суток или сезону года для занятий, зависят от физического и психического состояния человека. Поэтому общее правило в следующем: не смешивать разные системы нэйгун, чтобы не получить обратный эффект, например, перевозбуждение, потерю сна, аппетита, повышенную агрессивность, угнетение сознания, дискомфортные ощущения. 

Можно ли заниматься лишь одним шаолиньским нэйгун или даже вообще, одним комплексом, не практикую все остальные аспекты Шаолиньского ушу?

Да, и так делают многие. Шаолиньская система гунфу - очень разнообразна, требует для своего изучения много времени и усилий, поэтому для самовоспитания порой достаточно и одного комплекса. Но и здесь есть свои тонкости. Во-первых, надо действительно заниматься настоящим шаолиньским нэйгун, а не его имитациями, не изобретать каких-то своих принципов, не смешивать разные системы 

Можно ли благодаря занятиям шаолиньским нэйгун вылечить отдельные заболевания?

Сам нэйгун ничего не лечит, это не лекарство. То есть не существует комплексов от отдельных видов болезней. Нэйгун налаживает целый ряд процессов в организме, оздоравливает человека как физически, так и психически. А это уже в свою очередь влияет и на излечение болезней. Исходя из общих понятий китайской медицины, болезнь, обобщенно говоря, является «сбоем» в циркуляции ци в организме, и это «сбой» или «закупорка» может иметь множество причин, в том числе и психологического характера.   У каждого человека этот «сбой» может проявится по-разному, в разных типах заболеваний. Поэтому нэйгун восстанавливает гармонию внутренних процессов. Именно так и следует  трактовать известную фразу о том, что шаолиньский нэйгун «излечивает сотни болезней»

Имеет ли смысл самостоятельно изучать нэйгун, например, по книгам или фильмам?

Вот этого делать ни в коем случае не стоит. В лучшем случае потеряете время, в худшем - необратимо испортите здоровье. Значительно проще принять участие в семинаре или постоянно заниматься с инструктором, который сам прошел долгую профессиональную подготовку. Фильмы здесь не помогут, ведь нэйгун это не просто какой-то набор движений (собственно, именно это и показывают в видео-фильмах), а набор сложных принципов, о которых практически никогда не рассказывается. К тому же надо внимательно наблюдать за реакциями своего организма, и лучше это делать под руководством наставника.


Возврат к списку

Полезные ссылки
Духовные традиции
Буддийская традиция
Мацзу
Шаолиньское искусство и этика буддизма. Вступление
Конфуцианская традиция
Конфуций
Мэн-цзы
Самовоспитание
Сиванму ню сю чжэньту шицзе
Сунь Сымяо
Сообщение для ФШБИ

Авторизация