Шаолинь люхэгунь - парный бой с шестом

Люхэгунь 六合棍

Комплекс люхэгунь относится к числу классических шаолиньских комплексов, то есть он существовал в традиции и практиковался монахами как минимум с XIV в. . Вместе с этим сегодня возникло множество комплексов люхэгунь под аналогичным названием, но не имеющих отношения к традиции - «люхэ» (шесть взаимосоотвествий»)  это просто популярное название. Следует учитывать, что комплексы люхэгунь существуют и в других стилях ушу - это просто «однофамильцы» 
Комплекс в целостном виде очевидно уже существовал в эпоху Мин, в XIV-XV вв., хотя многие его отдельные элементы появились раньше. Вообще, именно в эпоху Мин формируется современный вид Шаолиньского искусства. Однако задолго до этого посох, то есть шест, был единственным оружием монаха в странствиях, более того, традиционно изучение шаолинского искусства начиналось не с кулачного боя, а с боя с палкой или шестом, что считалось значительно эффективнее (сегодня, конечно, методика немного изменилась). Комплекс также именовался шаолиньбан 六合棒- то есть «Шаолиньский посох» и первоначально и был боем именно с монашеским посохом.
Люхэ - шесть взаимосоответствий является традиционным выражением в ушу. В данном случае речь идет о следующих соответствиях:
- движение поясницей сочетаются с движениями плечевого пояса;
- движения стоп с движениями кистей рук;
- движения локтей - с движениями коленей
- сочетания трех внутренних основ: силы (ли), энергии-ци и духа-шэнь
 По другим трактовкам, ныне распространённым в Шаньдуне, речь идет о том шести базовых элементах в комплексе, которые повторяются в разных формах.

История

108539-i_048.png
В его нынешнем виде люхэгунь пошел от Чэн Доучжэна 程冲斗, выходца из города Синьдун в провинции Сычуань, который стал шаолиньским монахом уже в зрелом возрасте. Постепенно он превратился в одного из ведущих наставников  боя с шестом и разработал кодифицированный набор основных элементов боя и тренировки, который используется до сих пор, в том числе отбивы, уколы, режущие и хлещущие удары шестом и  т.д. Он же начал делать упор на парную работу. Чэн Доучжэн обобщил все эти методы и таолу в трактате «Описание методов боя с шаолиньским шестом (Шаолинь гуньфа чаньцзун 少林棍法阐宗) , большая часть которого дошла и до наши дней. Сам трактат является помимо всего прочего надежным способом проверить принадлежность того или иного комплекса боя с шестом к шаолиньской традиции.  
Другим крупным мастером боя с шестом был Юй Даю 俞大猷 , который обобщил методы армейского боя, преподаваемые китайским воинам в XIV-XV вв.  и которые опирались на систему, разработанную известным китайским полководцем Ци Цзигуаном (из его системы также частично пошло и шаолиньское кулачное искусство). Юй Даю составляет  «Канон боя с мечом-цзянь» (цзянь цзин 剑经), но при этом описывает в нем и многочисленные методы боя с шестом. Все это и составило основу люхэгунь.
Почему комплекс люхэгунь стал одним из самых популярных в ушу вообще? Это связано с тем, что он одним из первых вышел за пределы монастырских стен и распространился прежде всего в регионе северо-востока Китая: в уезде Янтай в провинции Шаньдун, в районе Циндао и Ляонина. В этих регионах он преподается параллельно (и часто в тех же школах), что и знаменитый танланцюань (стиль богомола). А это в свою очередь связано с рядом преданий о том, как комплекс боя с шестом люхэгунь и танланцюань, которые до этого развивались внутри шаолиньских стен, вышли наружу. 
По преданиям непосредственно комплекс люхэгунь в Шаолиньском монастыре изучал в XIII в. даос Шэнсяо, который являлся настоятелем даосского монастыря Юньхуагуань («Облачных цветов») в уезде Лусянь, в Шаньдуне. В тот момент настоятелем Шаолиньского монастыря был великий наставник Фуюй, который и возродил славу Шаолиньсы:  ввел систему испытаний, упорядочил систему преподавания. Либо под непосредственным руководством Фуюя, либо под руководством старших инструкторов монастыря  Шэнсяо изучил систему танланцюань, а также бой с шестом. Вернувшись в Шаньдун, он преподавал там танланцюань и люхэгунь в рамках одной школы. Заметим, что в Шаолиньсы танланцюань не был отдельным стилем, но именно комплексом, входящим в систему сянсинцюань - подражательных стилей. За пределами Шаолиньсы он стал отдельным стилем. То же самое случилось и с люхэгунь - в Шаолиньсы это была часть подготовки монахов, а «снаружи» стало отдельным стилем.
Совместно люхэгунь и стиль танланцюань стал широко преподавать в Шаньдуне мастер Ли Чжицзянь в XIX в. Его ученик Ло Гуанюй в 1929 г. открыл преподавание люхэгунь в Шанхайской Ассоциации Цзинъу, откуда комплекс распространился на юг, вплоть до Гонконга
Многие изучали именно шаньдунскую версию люхэгунь - это правильная версия, но она считается «открытой» или «светской», в то время как в Федерации преподаётся «внутренняя» или «монашеская» версия люхэгунь. Они немного отличаются движениями, плюс к этом традиционная версия больше нацелена на реальный поединок. Наша версия непосредственно пошла от Ши Суси, через Ши Дэцяня

Особенности

В шаолиньцюань люхэгунь  рассматривается как базовый комплекс навыков прикладного боя на шестах. 
Он характеризуется: 
- сочетанием атак в голову (шею) и в ноги, что должно приводить к дезориентации противника;
- большое число «сметающих» ударов шестом по ногам противника;
- резкий переход от коротких уколов к хлещущим и рубящим движениям;
- в нем много чисто тренировочных элементов, в том числе и элементов «пайгунь»,которые нацелены на выработку умения не бояться столкновения с шестом соперника, удерживать свой шест в руках;
- в отличие от многих других комплексов с шестом (особенно спортивных), в этом таолу много закрытых позиций, защитных элементов, мало широкоамплитудных махов - это говорит о его исключительно практической направленности;
- очень богатая техника в рамках одного комплекса;
- короткие резкие атаки, как в реальном бою;
- перемещение вокруг соперника (во многих стандартных комплексах боя идет только по прямой) ;
- отсутствие откровенно «красивых» и показательных элементов, как спортивном ушу

Важнейшие элементы:
- Уколы шестом (дянь 点)
- Короткие отбивы концом шеста (фэн 封)
- Рубящие удары сверху вниз по диагонали (пи 劈) и в горизонтальной проекции (чжа 扎)
- «Прикрывающие» отбивы в строну (хэ 合)
- Вращение шестом (ухуа 舞花) для создания «мертвой зоны» перед собой 
- «Подметающие» или «скользящие» удары шестом по ногам протиника (хуагань 滑杆)»


Важнейший принцип - «Четыре требования» 
-  Перемещения должны быть легкими и точными (т.е. боец должен буквально «танцевать» вокруг противника»
-  Сила должна быть округлой и подвижной (то есть импульс должен исходить из движений корпусом или шестом по кругу и из постоянных перемещений)
- Удары должны быть быстрыми и точными
- Блоки и отбивы должны быть жесткими и короткими


Возврат к списку

Полезные ссылки
Духовные традиции
Буддийская традиция
Мацзу
Шаолиньское искусство и этика буддизма. Вступление
Конфуцианская традиция
Конфуций
Мэн-цзы
Самовоспитание
Сиванму ню сю чжэньту шицзе
Сунь Сымяо
Сообщение для ФШБИ

Авторизация