Шаолиньский комплекс Паоцюань 炮拳(паочуй 炮捶)

Шаолиньский комплекс паоцюань 炮拳( паочуй 炮捶)

Паоцюань (в ряде случаев называемый паочуй) - один из самых известных, эффективных и многообразных по своей технике шаолиньских комплексов, который входит в число «десяти великих комплексов» шаолиньской традиции.  По сути, это определённый набор техник, что и позволило из одного комплекса вырасти нескольким одноименным стилям - паочуй или паоцюань, который распространились далеко за пределами монастыря Шаолинь.

Основной «Речитатив  о паоцюань» 《炮拳罗王传歌诀) указывает именно на скорость и внезапность в атаках паоцюань: «Среди цветов истинной традиции боевых искусств с гор Шаошишань поистине правителем всех направлений кулачного искусства является паоцюань. Каждый прием, каждое движение словно раскалывают Небо, движения рук, ног и всего тела поднимают песчаные бури. Удар кулаком выстреливает от корпуса как взметающийся дракон,  избегая  с чудесной быстротой все опасности»

Название комплекса

Традиционное название комплекса - паочуй, но с XIX в., скорее всего чтобы отличается его от многочисленных одноименных комплексов или даже стилей, его стали называть паоцюань. Прежде всего существует определённая путаница в переводе названия комплекса. Паочуй чаще всего переводят как «пушечные удары». Действительно иероглиф 炮 означает «пушку» или «бомбарду» (ранний тип пушки, выбрасывавшей каменные ядра). А вот другим смыслом «пао» является «петарда» или сам резкий звук от взрывающейся петарды.  Резкие, мощные «взрывные» удары в комплексе паочуй как раз и должны напоминать этот характер «взрывов». Безусловно, правильным переводом является «взрывающийся кулак» или «кулак петард» - все шаолиньские трактаты указывают на то, что «удары идут один за другим, как взрывы петард, откуда и получили названия» (其动作连环,多以炮名). Названия приемов также связаны с «петардами»: «догоняющая ветер петарда» (чуйфэн пао追风炮), «петарда летящего облака» (фэйюнь пао 飞云炮), «связка петард» (ляньхуань пао 连环炮),  «бросок петарды в лицо» (имянь пао 迎面炮),»петарда, вспарывающая небо» (чунтянь пао 冲天炮) и т.д.
Иероглиф чуй ( 捶) из «паочуй» означает «рубить кулаком наотмашь» (в основном ребром кулака) или  «бить молотом», что передает характер  техники этого стиля.

Основные типы и разновидности шаолиньского паоцюань

Всего шаолиньская традиция включается следующие комплексы, близкие по названию:

- Шаолиньский паоцюань (55 движений, 36 приемов);

- Шаолинь сяо паоцюань - малый паоцюань (первая часть - 24 движения), втора  часть 29 движений;

- Шаолинь да паоцюань  - большой паоцюань (37 движений).

Они абсолютно разные по своей технике и характеру движений.  Чаще всего  в монастыре, равно как и в программе Федерации изучается именно первый комплекс - шаолинь паоцюань.

Сегодня существует несколько форм выполнения шаолиньского паоцюань. Первая версия (преподаваемая в рамках ФШБИ по линии Дэцяня -Дэяна) тяготеет по своей структуре к классическому типу хунцюань: жесткие, резкие «взрывные» движения, резкие набегания на противника, подхваты под ноги, удары ногами в голову (в основном в шею). Вторая версия включает более плавные, растянутые, в ряде случаев мягкие движения: боец сначала за счет мягких движений концентрирует ци, затем в коротком резком движении делает выброс. Здесь же встречается большое количество ударов ребром кулака. В целом же приемы и последовательность движений в этих двух версиях очень похожи.

История возникновения и развития

Основные техники классического шаолиньского  паоцюань возникает в эпоху Сун, в X-XI вв.. В обиход шаолиньских монахов его вводит великий наставник, настоятель  Фуцзюй (福居, 961-?), который вошел в чисто самых великих 18 бойцов за всю историю Шаолиня, а за основу комплекса он берет 18 приемов широко распространенного в тот период раздела «коротких ударов» (дуань да 短打») , т.е. технику боя на средней и близкой дистанции. Скорее всего в эту эпоху комплекс и назвался паочуй, сегодня его больше принято называть паоцюань. С самого начала он принадлежал к технике «тайной и не передаваемой вовне» (ми бу вай чуань 秘不外传), то есть изучался лишь старшими монахами и не выходил за пределы монастырских стен. Первоначальный комплекс включал 28 основных приемов.

К эпохе Цин в середине XIX  в. основным носителем паоцюань стал наставник Чжанцзюй 湛举, который начал практиковать комплекс уже в 36 основных приема. Таков технический состав комплекса и сегодня. Сам Чжанцзюй решил принять монашеский постриг лишь в 55 лет, но задолго до этого, с 16 лет он активно ездил по Китаю в поисках мастеров, участвовал поединках лэйтай и прослыл великим бойцом. Уже будучи шаолиньским монахом, его неоднократно приглашали к императорскому двору для демонстрации боевого мастерства. К ученикам Чжанцзюй был крайне строг, поэтому прямых последователей у него было немного, но он установил в своей школе отношения семейного тепла и взаимной поддержки, что и позволило сформировать очень прочную традицию на столетия. От линии Чжанцзюя через несколько поколений обучался знаменитый боец и настоятель Шаолиня начала XX в. Мяосин 妙兴.

Паоцюань и техника боя

Это таолу предусматривает следующую технику ведения боя:

- все удары наносятся с близкой и средней дистанции;

- удары кулаком - короткие и максимально резкие с мощным включением всего корпуса;

- перед атакой следует сделать короткое «оттягивание» назад, уклоняясь от удара или затягивая противника на себя, затем - атаковать в резком прыжке или набегании вперед;

- с близкой дистанции следует бить кулаком снизу вверх в челюсть, блокируя при этом ноги противника, чтобы он не мог уклониться;

- при подходе к противнику сначала наносится удар в голову, затем выполняется захват ног и бросок;

- в ближнем бою используются колющие (динчжоу) и горизонтальные (паньчжоу) удары локтями.

Разновидности паочуй вне Шаолиня

Само название паочуй стало очень популярным, и в Китае возникло множество комплексов и лаже отдельных стилей, который именуются «паочуй», но не относятся к шаолиньской традиции. Поэтому принято напрямую указывать, что  это  - «шаолиньский паочуй» . Скорее всего название паочуй было распространено для многих стилей в районе провинций Хэнань и Шэньси.

Помимо шаолиньского паочуй существует более десятка других таолу и стилей. Самым известным стал комплекс «паочуй» из стиля Чэнь тайцзицюань, также называемый «46 приемов паочуй первозданного хаоса» «хуньюань сышилю паочуй»  (混元46炮锤).

Другим известным направлением стал «шэньсийский паочуй» 陕西炮锤, названный так по названию провинции.

Хунцюань паочуй (паочуй красного кулака 红拳炮锤) из провинции Шэньси несет в себе многие черты шаолиньской традиции, даже название напоминает два известных комплекса, но все же к классическому шаолиню не относится. От характеризуется мощными, резкими движениями и сегодня рассматривается как отдельный стиль, включающий 39 основных приемов.

Значительно ближе к шаолиньской традиции стоит стиль (и комплекс) «паочуй трех первоправителей» (сань хуан паочуй 三皇 炮捶) - имеются в виду три легендарных первоправителя Китая Хуань-ди, Шэньнун и Фуси. История этого стиля отчетливо прослеживается с начала XIX в. Он действительно вышел из монастыря Шаолинь и стал одним из первых шаолиньских стилей, который стали преподаваться мирянам. Это направление паочуй пошло от шаолиньского наставника Пучжао (普照, дословно «озаренного светом»), у которого было лишь два последователя мирянина, но оба - знаменитый бойцы: Цяо Саньсюй (乔三秀) и Гань Фэнчи (甘凤池). Последний прославился под прозвищем «благородный воин» (сякэ 侠客), и он действительно был великим бойцом (сегодня про него снимаются лаже сериалы), но последователей после себя он не оставил.  Стиль характеризуется очень собранной, закрытой позицией, из-за чего кажется, что боец стоит сгорбившись, короткими ударами с подскоком к противнику.



Возврат к списку

Полезные ссылки
Духовные традиции
Буддийская традиция
Мацзу
Шаолиньское искусство и этика буддизма. Вступление
Конфуцианская традиция
Конфуций
Мэн-цзы
Самовоспитание
Сиванму ню сю чжэньту шицзе
Сунь Сымяо
Сообщение для ФШБИ

Авторизация