Шаолинь иньшоугунь - "Шест тайной (темной) руки"

Шаолинь Иньшоугунь 阴手棍
«Шест тайной (темной) руки»

Иньшоугунь являться важнейшей базовой формой боя с шестом в шаолиньцюань, именно с изучения этого комплекса начинается отработка техники владения шестом, равно как и всем шаолиньским оружием.

Сегодня принято разделять несколько типов палки или шеста в ушу:

гунь (棍) - палка, стандартное оружие шаолиньских монахов (также гуньчжан 棍杖 - деревянная палка). К этой категории относится и иньшоугунь. В этом случае длина палки составляет от длины роста человека до рост человека + одна длинна ладони.

чангунь  - шест, чаще всего используется в современном спортивном ушу, длина может быть значительно выше роста человека.

гуньбан (棍棒) - короткий шест, длины обычно составляет рост человека до уровня плеча.

Название комплекса

Дословно название комплекса переводится как «шест темной (тайной) руки» или «руки инь». Название связано с особенностью техники шеста, которое в «Каноне кулачного искусства» Шаолиня объясняется так: «Между Небом и Землей есть разделение на инь и ян. Ян - это жесткое, инь - это податливое. В отношение боевого искусства, в жестком таится податливое, в податливом есть жесткость. Иньшоугунь снаружи кажется податливым, но внезапно превращается в жесткий и все для того, чтобы кажущейся податливостью запутать противника ». 
Другим объяснением названия является то, что комплекс включает неожиданные и нестандартные (т.е. «неявные» - инь) развороты, переходы от одного типа атаки к другой, сочетание ударов в нижнюю и в верхнюю часть корпуса противника.
Наконец третьей версией объяснения названия является то, что при выполнении комплекса шест захватывается так, чтобы кулаки со стороны большого пальца смотрели друг на друга, а это и называется «инь шоу» - «хват инь». 

История развития

История утверждает, что сам набор техник, вошедших в иньшоугунь, пошел от техники знаменитых тринадцати монахов, которые в начале эпохи Тан спасли императора Ли Шиминя (Тай-цзуна) от атаки узурпатора и вернули ему трон. На памятной стеле 728 г. до сих пор находящейся в монастыре, сказано что «тринадцать монахов, вооруженных шестами ,спасли танского императора» (十三棍僧救唐王), и хотя сам факт попытки узурпации трона и спасения правителя подвергается историками сомнению, в шаолиньскую традицию этот факт вошел как момент начала регулярных упражнений монахов  с шестами.
По сути, речь идет о традиционной монашеском посохе, с которыми отправлялись в путь бродячие монахи в основном для проверки собственного состояния сознания. 

Иньшоугунь активно практиковался с XVI в., стал стандартным комплексом отработки боя в Шаолиньсы и передавался сразу по нескольким традиционным линиям, которые мало отличаются друг от друга по технике. Иньшоугунь, который преподается в рамках Федерации, пришел по линии шаолиньских патриархов Суси - Дэцянь (Ши Дэцянь и преподавал иньшоугунь наставникам Федерации).

Особенности техники

Всего комплекс включает 36 движений и разделен на четыре части (тан 趟).

Несмотря на то, что комплекс относительно короткий, он включается множество техник, в том числе рубящие и колющие удары шестом, «подметания» под ноги, удары в ноги, сочетание атаки шестом и удара ногой, подхваты под ноги противника, выбивания у него палки  и т.д.
С самого начала комплекс предназначался для отработки техники реального боя и не включал никаких показных элементов. Уже в наши дни в некоторых школах в его последовательность вставляют прыжки, и даже вращения в прыжке, которых изначально не было. В традиционном комплексе иньшоугунь, который передается по линии Дэцяня, прыжки отсутствуют.

Традиционно занятия в Шаолиньсы начинались не с упражнений в кулачном искусстве, а именно с упражнений с палкой, так как это оружие было значительно эффективнее для самозащиты. Сегодня порядок изменился, но обычно приемы с палкой отрабатываются уже в первый год подготовки бойцов. Иньшоугунь предусматривает обязательную парную отработку, т.е. представляет собой не просто последовательность движений, а набор приемов, каждый из которых отрабатывается в паре с партнером.



Возврат к списку

Полезные ссылки
Духовные традиции
Буддийская традиция
Мацзу
Шаолиньское искусство и этика буддизма. Вступление
Конфуцианская традиция
Конфуций
Мэн-цзы
Самовоспитание
Сиванму ню сю чжэньту шицзе
Сунь Сымяо
Сообщение для ФШБИ

Авторизация