Ши Суфа (1925-2012)

Шаолиньский мастер Ши Суфа.

Ши Суфа 释素法 (1925-2012) (мирское имя Сюй Чжифа 徐衹法), принадлежал к той плеяде монахов, которые возрождали традицию Шаолиньсы после «культурной революции» и принадлежал к последнему поколению «великих монахов». 

В отличии от многих шаолиньских мастеров, которые были выходцами из провинции Хэнань, Суфа родился в провинции Шаньдун, в уезде Цзячэн 郏城 2 января 1925 г. Он начал заниматься ушу с раннего детства у местных мастеров и там же услышал о знаменитом Шаолине. Однако время было тревожное, в 1928 г. Шаолиньсы был почти полностью сожжен в результате стычки отрядов местных милитаристов, в Китае царил хаос и его мечта отправиться к великим монахам тогда не могла осуществиться. В Шаньдуне в возрасте семи лет он становится учеником известного шаолиньского мастера, мирянина Ма Сигуна 马希贡 и у него начинает изучать шаолиньскую традицию. В мае 1936 г., в возрасте 11 лет по совету своего учителя он покидает родной уезд и отправляется на юг, в провинцию Хэнань в знаменитый Шаолиньсы. Несмотря на то, что монастырь почти разрушен (он сам вспоминал, как первые месяцы жил в зале без одной стены и ровно с половиной крыши), ему дают приют в монастыре, а вскоре он получает монашеское посвящение. Его наставником становится Чжэньцюй 贞秋, принадлежавший к тому же 29-му поколению, что и тогдашний настоятель Чжэньсюй (но к другой линии передаче). Другим знаменитым учеником Чжэньцюя становится мастер Суюнь (1923-1999). Чжэньцюй дает ему и прозвище - «Чистый духом» (циньлин 清灵). Чжэньцюй обучил Суфа прежде всего тому разделу шаолиньского искусства, в котором сам считался великим знатоком: бою на короткой дистанции, искусству заломов и захватов (циньна), ударам и воздействиям на активные точки тела человека (сюйдянь), а также закрытым разделам шаолиньского нэйгун. Уже позже Суфа изучает бой с мечом-дао и мечом-цзянь, а его мастерство боя с копьём и девятизвенным цепом становится известным среди всех последователей шаолиньского искусства. Суфа обучается сразу у нескольких мастеров 29-го поколения, в том числе у знаменитого Чжэньсюя 贞绪 и Чжэньцзюня 贞俊, перенимая у них не только боевое искусство, но и тайные лечебные рецепты шаолиньской традиции. Уже позже он сам становиться великим наставником и у него прошли обучение около тридцати мастеров Шаолиня, в том числе монахи Жуцзин (如静) и Чжэньфан (贞方). 

5211063dgae5f035fa0ad&690.jpegСуфа с благословления своих учителей начинает ездить по Китаю, обучаясь у лучших мастеров того времени по стилям и разным Шаолиньским техникам, таким как бацзицюань (八极)、чжацюань (查拳)、窜林、豹窜、 хуацюань - «Кулак цветов» (华拳), таньтуй - «хлещущие ноги» (弹腿), «Алмазный кулак» - цзинганцюань (金刚), «Распустившийся лотос» - полянь (破莲)、拨镰、«Пронзающий ноги» - чоцзяо (戳脚), стиль богомола - танланцюань 螳螂,"Кулак Хуна" - «хунцюань» (洪拳), «Восемь триграмм» - багуа (八卦), «Большой медведицы» (тянь ган 天罡)、窜官、五合、 «Рубящие удары» - пигуа (剪挂), «Взрывающие удары» - паочуй (炮锤), «Кулак архатов» - лоханцюань (罗汉) и многим другим. 

Когда тяжело заболевают его родители, Суфа приходится вернуться в родные места и взять на себя заботы о семье. Но известность буквально следовала за ним, в Шаньдун к нему потянулись ученики со всех концов Китая, и Суфа с благословления своего шаолиньского посвящающего наставника Чжэньхэ открывает свою школу, в которой обучались в разное время несколько десятков человек. Во тяжелые времена «культурной революции» в 1966-1976 гг. Суфа, как и многие монахи и последователи-миряне, был отправлен на «перевоспитание» в окраинные районы Китая, но даже там к нему приходили ученики и он тайно продолжал давать наставления. В 1983 г. он возвращается в Шаолиньсы и выполняет ритуал «возвращения в горную школу» (чунгуй шаньмэнь 重归山门), то есть возвращение мирянина к статусу монаха, и вместе с великими монахами 80-х гг. Синчжэном 行政, Дэчанем 德禅, Дэцянем 德虔, Суси 素喜 (1926- 2006) и другими активно участвует в восстановлении шаолиньской традиции. Они фиксируют традиционные формы комплексов, формы тренировок, «внутреннего искусства», медитативных практик. Для этой грандиозной работы было создано «Исследовательское общество кулачного искусства Суншаньского монастыря Шаолинь» - прообраз будущей Международной федерации шаолиньского ушу. Секретарем общества становится Дэцянь, председателем - сначала Дэчань, потом Суси, а Суфа являлся в течение многих лет советником Общества. Помимо этого он выполнял обязанности старшего наставника монастыря по шаолиньским формам нэйгун. Суфа отдельно или вместе с Дэцянем опубликовал 62 книги по шаолиньскому искусству. Для воспитания нового поколения бойцов и сохранения типовых шаолиньских форм он создает специальный комплекс «Шаолинь каньцзя цюань» - «Семейный стиль Шаолиня» или «Тайный стиль Шаолиня» («看家拳» ), куда вводит основные методы атаки и нападения. 

5211063dgae5f5f55a243&690.jpegСуфа обладал колоссальной физической силой и удивительной ловкостью. Например, даже в пожилом возрасте, упражняясь с парными мечами, он мог сидя и подпрыгивая, проводить мечи под собой. Суфа был блестящим мастером работы с парными мечами и одним из самых блестящих знатоков боевого воздействия на точки организма человека. В 90-ые гг. уже пожилого монаха регулярно приглашали для обучения китайского армейского спецназа, а также сил безопасности. И все же традиционную систему сюйдянь он показывал лишь очень узкому числу учеников. Одна из дочерей Суфа Сюй Циньянь (род. 1962) стала известным наставником ушу, приняла буддийское посвящение у великого наставника Суси (монашеское имя Дэянь). С 1983 г. училась в монастыре. В сентября Суфа 1989 г. была вручена особая награда от Исследовательского общества изучения Суншаньского Шаолинсы за выдающиеся заслуги в восстановлении традиции, а в апреле 1994 г. он получает награду за выдающееся мастерство на одной их первых международных конференций Международной Федерации Шаолиньского ушу. Всего же за свою жизнь он был удостоен более 60 наград и призов. 

Дэцянь и Суфа были в жизни большими друзьями, много общались и совместно разбирали шаолинский архив. А. Маслов (Синъин) - один из немногих, кто по рекомендации Дэцяня получал у Суфа в 90-х гг. ХХ в. наставления в разделе «воздействия на точки» (сюйдянь). Линия Суфа немного отличается от той линии, к которой принадлежал Дэцянь. Линии разделились при Синхае 行海 - третьем патриархе линии Истинной шаолиньской традиции «Зала вечных изменений» (Шаолинь Юнхуа тан, 少林寺永化堂), первым патриархом которого был Чжэндао 正道, пришедший в Шаолиньсы в 1587 г. Эти традиции по своей технике очень похожи и предусматривают одну и ту же технику. Линия Дэцяня помимо ушу делает больший упор на духовную практику и медицину. Традиция Дэцяня передавалась по линии: Хайчжу 海珠 - Чжаньхэн 湛恒 - Шупань 寂 盘 - Чуньчжи 淳智 - Чжэньсюй 贞绪 (1893-1955) - Суси 素喜- Дэцянь. Традиция Суфа передавалась по линии: Хайпэн - 海鹏 Чжаньань 湛 安- Шудао 寂导 - Чуньпу 淳 朴- Чжэньхэ 贞和 - Суфа. 

В последние годы Суфа был советником Международной Федерации Шаолиньского ушу, а также заместителем главного редактора журнала «Шаолинь». Как один из величайших мастеров и наставников своей эпохи он занесен в официальные «Хроники монахов-бойцов» монастыря Шаолинь» («Шаолиньсы усэнчжи 少林武僧志), его биография также включена в «Большой китайский словарь знаменитых людей» (Чжунго минжэнь дацыдянь 中国名人大辞 典), «Энциклопедию современных мастеров китайского ушу (Чжунго дандай ушу цзя цыдянь 中国当代武术家辞典) и множество других энциклопедических изданий. Суфа покинул этот мир в 9.30 утра 8 июня 2012 г. в возрасте 88 лет. Часть наследия мастера Суфа преподается в рамках Российской и международной Федерации шаолиньского ушу.



Возврат к списку

Полезные ссылки
Духовные традиции
Буддийская традиция
Мацзу
Шаолиньское искусство и этика буддизма. Вступление
Конфуцианская традиция
Конфуций
Мэн-цзы
Самовоспитание
Сиванму ню сю чжэньту шицзе
Сунь Сымяо
Сообщение для ФШБИ

Авторизация