Дэцянь, шаолиньский архив и этика передачи знания

Стоило ли издавать Шаолиньский архив? Споры об этом развернулись в середине 80-х гг., когда после «культурной революции» монастырь Шаолинь только-только начал возрождаться, в его, тогда еще полуразрушенные стены, вернулись старые монахи. Их было немного, из прежнего «истинного» поколения - чуть более десятка, но все считали, что надо постепенно восстанавливать традицию - в конце концов, возрождать ее было уже не впервой после пожаров и разгромов, которые проходили практически каждый век. «Великие старики» - Дэчань, Синчжэн и другие считали, что надо прежде всего восстанавливать преподавание и набрать новое поколение учеников. С этим никто не спорил, но был другой предмет для дискуссий - стоит ли прилагать много усилий для восстановления шаолиньских архивов? Ведь сил сейчас и так немного, какие-то трактаты сохранились в самом монастыре, какие-то были на руках у самих монахов, может быть этим и ограничиться?

Но внезапно будущий старший наставник Шаолиня Суси предложил: их надо не только собрать, но и издать, пускай даже небольшим тиражом. А вот это было совсем непривычно для старых монахов: записи - вещь закрытая, хранящаяся в специальном зале, обычно доступ в него ограничен, да и далеко не всем имеет смысл показывать сразу все записи - у молодых последователей может возникнуть множество иллюзий. А тут еще и издать их типографским образом!

Стоит пояснить, что такое «шаолиньский архив». Никакого единого архива нет, да и никогда не существовало. Это были записи мастеров (в том числе и знаменитое собрание наставлений «Канон кулачного искусства» 拳經), хроникеров, буддийские сутры (в том числе и из стандартного буддийского набора «Трипитаки»), местные не-монастырские хроники. Они часто переписывались, обновлялись, часть из них пропадала, например, большая часть сгорела во время грандиозного пожара 1928 г. Далеко не все записи касались методов тренировки и медитации, часть была просто хозяйственными записями.

Но Суси предложил расширить понятие - «данань» - «архив» (档案). Он считает, что надо собрать все, что только возможно: не только собственно записи мастеров, но в том числе и устные речитативы, которые еще помнили носители традиции, записать с их слов наставления по тренировкам, по исполнению таолу, по боевой практике, по воздействию на точки, по способам лечения, - в общем все, что только возможно извлечь из сохранившихся письменных и устных сведений. А еще есть множество надписей на каменных стелах внутри одного из монастырских дворов, есть и гравировки на стенах. Надо все собрать и сохранить. Суси предлагает сделать «цуншу» 丛书- стандартное китайское собрание книг и самых разных устных записей, своеобразную «шаолиньскую коллекцию».

Следует признать, далеко не все поддержали эту идею. Коллекции собирались и до этого, но вот собрать для того, чтобы опубликовать… Да и зачем? Но Суси указал пальцем на самого младшего из старого поколения монахов - Дэцяня и сказал: «Он будет этим заниматься». Так Дэцянь возглавил работу по собиранию шаолиньского наследия. В течение нескольких лет он не только разбирал старые записи, но беседовал с мастерами, записывал и зарисовывал старое, традиционное исполнение таолу и методы тренировок.

Суси говорил Дэцяню: «Записывай все! Не будет меня, не будет тебя - записи останутся!. Люди смогут узнать, как выглядит истинное шаолиньское искусство!» Эту же мысль Дэцянь повторял и мне: «Записывай все, что тебе говорят наставники, особенно то, что до конца не понимаешь. Их не будет, меня не будет - а ты поймешь через много лет».

Первые тоненькие томики, по 40-50 страниц, были изданы на серой бумаге, с любительскими рисунками, но зато они передавали истинные наставления мастеров! Над изданием работал Дэцянь, сам Суси, знаменитый мастер Суфа, медицинские наставления записывал Дэчань. На всех книжках стоял гриф «Для служебного пользования», книги сначала распространялись только среди прямых учеников мастеров. Уже потом в 90-е годы это были издано в виде прекрасного сначала 2-х томного, потом 4-х томного издания, с массой дополнительные материалов.

Дэцянь всегда говорил: «Никто из разумных людей не будет учиться шаолиньскому искусству по книгам - они пойдут искать наставника. А книги помогут им разобраться, того ли человека они нашли, правда ли, что он преподает шаолиньскую традицию». И он всегда лукаво усмехался, когда в изданиях рисунки расходились с описанием, а и то, и другое могло расходиться с настоящим исполнением техники. «Приходите учиться, - повторял он, - все открыто, только найдите побольше времени и терпения».

Старые мастера поддержали эти издания, а вот поколение молодых «менеджеров» Шаолиня было недовольно. Шаолиньские каноны опираясь на традиции «винаи» - «люй» 律 , строгих монастырских правил, что отрицали стяжательство, роскошную жизнь, требовали скромности и постоянной тренировки. Настоящая традиция очень противоречила новой коммерции.

Дэцянь издал несколько десятков книг (а считая с переизданиями - более сотни), и одним из его прозвищ было «Шаолинь Шуван» 书王- «Правитель шаолиньских книг».

Он собирал шаолиньские материалы практически до последних дней своей жизни, но очень многое осталось неизданным и закрытым - Учитель всегда считал, что есть вещи, которые можно передавать только «от сердца к сердцу». Благодаря его щедрости и открытости, многие копии уникальных записей хранятся у нас, также в России, а Учитель также передал нам права на свои книги на территории России.

Прошло почти тридцать лет с момента начала составления этих записей и девять лет с ухода Дэцяня, и только сейчас становится ясным, сколь грандиозную работу он провел: до сих пор нет никаких других серьезных публикаций о шаолиньской технике и о традиции. Если бы не мудрое решение Суси, если бы не неутомимость и терпение Дэцяня, то многое сегодня бы уже стерлось из памяти. Дэцянь установил образчик, который закрепил сам канон Шаолиньского искусства - и ушу, и медитации, и медицинской практики. История эта имеет и свою мораль: изучайте, записывайте, не ленитесь, не обращайте внимание на слухи, злопыхателей и критику. Останется лишь то, что вы сами создали для тех, кто придет за вами.



Возврат к списку

Полезные ссылки
Духовные традиции
Буддийская традиция
Мацзу
Шаолиньское искусство и этика буддизма. Вступление
Конфуцианская традиция
Конфуций
Мэн-цзы
Самовоспитание
Сиванму ню сю чжэньту шицзе
Сунь Сымяо
Сообщение для ФШБИ

Авторизация